“Нужны ли основы православия в школах?” - что думают забайкальские родители и учителя - выяснила "Гуранка"

0
Накануне многие российские СМИ подхватили новость о том, что во время визита в Полоцк глава Русской Православной церкви выразил надежду на включение основ православия в программу школ. Патриарх Кирилл считает, что это нужно для того, чтобы дети могли приобщиться к любви к Отечеству.

“Добровольный выбор без принуждения и манипуляций”

По мнению учителя "Основ православной веры" в Забайкальской православной гимназии Светланы Тылькевич, воспитание патриотов невозможно без знания отечественной культуры и основ православной веры.

Фото: Светлана Тылькевич. Предоставлено Светланой Тылькевич

"История нашего Отечества, её культурное развитие неразрывно связано с Православной Церковью. Русская письменность заложена святыми братьями Кириллом и Мефодием, классики отечественной литературы, живописи, музыки в своём творчестве непременно обращались к библейским сюжетам, цитировали христианские истины. В нынешнее время особенно актуально встал вопрос духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи. Необходимо вложить в наших детей чёткое представление "что такое хорошо и что такое плохо", чтобы молодой гражданин, встав перед выбором - деньги или Родина - остался верен Отечеству, как бы ни было трудно. Вера обогащает человека, она тот стержень, который помогает выжить духовно и физически в этом сложном мире. Введение в школы дисциплины "Основы православия" призвано показать нашим детям верный путь в потоке информационной грязи и безнравственности, а вере ребёнок должен научиться у родителей", - говорит Светлана. 

"Гуранка" решила узнать мнения по этому поводу у родителей читинских школьников. 

 Александр Аникин, отец 3 детей:

Фото: Александр Аникин. Предоставлено Александром Аникиным

"Необходимость введения в школах предмета "Основы православия" обусловлена несколькими причинами: 1. Воспитания полноценных граждан России, которые должны знать и понимать, почему и зачем в Конституции страны введены такие понятия как Бог, религия, семья. 2. Воспитания мировоззрения школьников в соответствии с традиционной религией страны, имеющей 1000-летнюю историю именно как православное государство. 3. Воспитание молодого поколения с целью защиты традиционных ценностей коренных народов России для выработки стойкого иммунитета от западных разлагающих людей ценностей, имеющих своей целью уничтожение населения России как таковое, либо превращение его в рабов для западной цивилизации. Само по себе православие способно воспитать молодых людей в духе любви и взаимопомощи, что поможет им найти себя в жизни и стать счастливыми. А это должно быть одной из главных целей государства - воспитание свободных, ответственных и счастливых людей".

Баира Абидуева, мама двоих детей:

Фото: Баира Абидуева. Предоставлено Баирой Абидуевой

"Хочется, чтобы этому предшествовала трехсторонняя беседа: учитель, родители и ученик. Чтобы это был курс по выбору, а не обязательный предмет. Чтобы это был добровольный выбор семьи, ребенка, без принуждения и манипуляций". 

Сергей Ушаков, отец 3 детей:

Фото: Сергей Ушаков. Предоставлено Сергеем Ушаковым

"Я бы хотел, чтобы преподавали в школе Основы православия. Во-первых, я верю в Бога и хочу, чтобы дети знали, что без Бога ничего не происходит, что Он всем управляет, что всё происходит по Его воле. Что Он всех любит и хочет всех спасти. Чтобы понимали, что заботиться о душе более важно, чем забота о теле, забота об образовании, о карьере и прочее. Чтобы знали, что эта жизнь не главная, а есть вечная жизнь. Чтобы страх Божий имели. Чтобы знали, что за плохие поступки будет наказание, а за добрые дела - сокровища на небесах. Чтобы знали, что Господь всё видит и всё знает. Чтобы могли отличать добро от зла. Это Евангельские заповеди. Чтобы знали, почему и ради чего надо терпеть, надо прощать, любить, благодарить, смиряться и т.д. Чтобы знали, что такое настоящая любовь, а не страстная. Что любовь - это труд, а не наслаждение. Чтобы будущее общество, которое в школах начало возвращаться к нравственности, от распущенности и непотребства начало отходить". 

Евгения, мама 2 детей: 

"У нас у многих даже взрослых людей нет знаний о различных вероисповеданиях, я считаю, что у всех вероисповеданий одинаковые принципы, нужно детям обо всех вероисповеданиях рассказывать, не только о тех, которые они сами исповедуют, у нас многонациональная страна". 

Анастасия Трухина, мама 3 детей:

Фото: Анастасия Трухина. Предоставлено Анастасией Трухиной

"У нас у ребенка есть предмет "Основы религиозных культур и светской этики", конечно, я двумя руками "за", чтобы ввели и "Основы Православия". Потому что Бог дает нам нравственный закон — знание о правильной жизни, о том, как не делать зла и избегать его, не причинять вред другим, жить в любви с людьми, с окружающим миром. Если это будут преподавать и в школе, а не только дома или в воскресных школах, то, я думаю, с детства у детей будут эти ценности, такие как любить свою Родину,не предавать её, свой народ, родителей, бережно относиться к природе, добросовестно учиться, быть честными и добрыми".

Надежда Федорова, мама 3 детей:

Фото: Надежда Федорова. Предоставлено Надеждой Федоровой

"Я не против того, чтобы преподавали в школе " Основы Православия", но есть единственный важный момент: смотря кто будет преподавать. Если учитель будет действительно верующим человеком, воцерковленным, то это было бы хорошо, а если преподаватель сам не верит в Бога, то такая учеба может быть и во вред. У моей сестры в юности был подобный предмет в институте, который вел неверующий учитель и в итоге, у многих студентов возникли ненавистные чувства вообще к религии. Сестра считает, что такой предмет в идеале было бы здорово, если бы вели священники".

Алексей Ш., отец 5 детей:

"Очень важно грамотно составить учебную программу по этой дисциплине так, чтобы детям было интересно. Я бы пошел не от общего к частному, а от частного к общему. То есть можно моделировать какие-то ситуации и предлагать школьникам решить, как бы они поступили, а потом рассматривать вариант того, как предлагает поступать в подобных случаях Священное Писание. Например, проиграть ситуацию, якобы ученик учится играть на фортепьяно, он начал заниматься, чтобы подготовиться к завтрашнему уроку, но с работы мама пришла очень уставшей и прилегла отдохнуть. И задать вопрос: как поступить, играть дальше, чтобы получить пятерку, но не дать поспать маме или же позволить маме отдохнуть, а самому потом доучить и исправить низкую оценку, если такую поставят. В Евангелии есть ответы на эти вопросы и детям такой подход мог бы быть интересным". 

В Башкирии - ислам, в Агинском - буддизм…

Доктор культурологии, профессор кафедры литературы Забайкальского государственного университета Людмила Камедина рассказала о том, что в школах с 2012 года введен предмет "Основы религиозных культур и светской этики", в рамках этого курса есть подраздел, в котором учебные заведения самостоятельно выбирают, какой религии уделить внимание в зависимости от того, какую веру исповедуют большинство учащихся. 

Фото: Людмила Камедина. Фото из соцсетей Людмилы Камединой

Людмила Васильевна отмечает, что, вероятнее всего, Патриарх ведет речь о введении "Основ Православия" для тех школ, которые выбирают для изучения не буддизм или ислам, а православную культуру, но по итогу детьми изучается только этика. 

"Если рассматривать Казань или Башкирию, то там школы выбирают для изучения ислам, если брать наш Агинский район, то там 80 процентов учеников исповедуют буддизм, поэтому выбор идет в сторону буддизма. Но в школах, в которых выбирается православная культура, чаще всего изучается этика, а почему бы не рассказывать детям об истории Православной церкви, которая неразрывно связана с историей нашего государства, об устройстве храма, об иконописи, о песнопениях. Ведь какие красивые у нас песнопения, их можно с удовольствием изучать. Мы изучаем флаги, ордена, медали и рассказываем про орден Александра Невского или Андрея Первозванного. Но можно сухо рассказать о том, что Александр Невский - это великий полководец, а можно углубиться и рассказать, что он наш святой благоверный князь, который ревностно стоял на защите Православной веры и нашего Отечества. С 2005 года в ЗабГУ ведутся курсы дополнительного образования "Русская православная культура", обучающиеся получают диплом о дополнительном образовании. На этот курс поступает более 200 человек, до конца доучиваются приблизительно 100. Лекционная аудитория всегда полная. Потому что в светской школе такое не преподают, а люди желают изучать. И это очень радует", - подытожила Людмила Камедина. 

(Мнение героев статьи может не совпадать с мнением редакции)

Комментарии
Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных