«В школу не хочу!». Как помочь адаптироваться первоклашке?

2
Автор: Яна Легун
Учебный год только начался, а жалобы на новоиспеченного ученика сыпятся как из рога изобилия? «Не готов к школе» - пугающий вердикт выносят учителя. Из года в год с такой ситуацией сталкиваются некоторые читинские первоклассники и их родители. Что делать, если, как говорят специалисты, мозг для школы «не созрел» - как изменить ситуацию? – «Гуранка» обсудила с практикующим детским и семейным психологом, Олесей Газинской.

Агрессия и драки – кто виноват?

- Олеся Викторовна, расскажите, чаще всего с какими проблемами сталкиваются первоклашки?

-  Есть дети, которые на уроках не выполняют просьбы учителя, могут ходить на занятиях.  Некоторые неадаптивные дети, за которыми  я лично наблюдала, проявляют девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм) поведение – стоят на партах, прячутся  под них, кричат, едят во время урока, в общем, делают то, что на уроке делать нельзя. Так, всем своим видом ребёнок показывает, что ему в школе плохо, неинтересно.

У первоклассников часто бывает агрессия, связанная со школой. Выливаться это может в драки. Как первоклассник пойдёт в школу, зависит от родителей. Ребёнок маленький, поэтому, связь с мамой у него велика.

- Как правило, много ли детей  из класса в среднем отличаются таким поведением?

- Бывает, что таких детей в классе нет, бывает, что есть такой один или два ребёнка.

- Почему это происходит? Ведь перед школой все дети проходят специальную комиссию, разве это не является своего рода «фильтром», определяющим готовых и не подготовленных к школе детей?

- Такая комиссия у психологов и психиатра длится около пяти минут. Мало что можно понять за это время. Первые минуты дошкольники в незнакомых местах обычно ведут себя всегда адекватно.  Так происходит, потому-то ребёнок не знает место, в которое его привели. Мама может сказать: «Мы пойдём в больницу», а больница на детей обычно действует усмиряющее. Ребёнок может сдерживать себя в присутствии мамы, вести себя по-другому не так как без неё.

В период адаптации к школе, новые условия для ребенка  - это неизвестность, она, как правило, пугает. Дети первое время могут не понимать, что будет в школе. Происходит такое обычно, когда с детьми не проводят беседы о будущем, когда родители не рассказывают, как они ходили в школу. Не было «знакомства» со школой – сына или дочку не водили туда на экскурсию. Таким образом, у детей может сложиться неверное представление об учебном заведении.

Пора ли в первый класс?

- Как определить уровень подготовки к школе?

- Уровень подготовки к школе у ребёнка можно определить, например, с помощью специальных тестов. Такие тесты «измеряют» мотивацию ребёнка – что немаловажно. Если её нет – в школу идти рано.

Теоретически сделать их могут и родители, но скорее всего, это ничего не даст, так как важны не только вербальные ответы, но и то, как ведёт себя ребёнок, во время тестирования. Важна мимика. Поэтому,   лучше всего, за 2-3 месяца до школы такие тесты проводить с детским психологом. Есть родители, которые обеспокоены этим вопросом, они приходят ко мне со своими чадами и за полгода или за год  до поступления в первый класс.

- Предположим, к школе ребёнка не готовили, тесты не проходили. В учебном заведении возникли проблемы, что делать родителям?

- Во-первых, понимать, что, когда мы ведём ребёнка в новую обстановку,  - это нервное напряжение. Ребёнок может отказываться от выполнения домашнего задания, замкнуться, не хотеть идти в школу…родителям к таким моментам нужно относиться с пониманием. У вашего чада новый коллектив, возможно, взрослый - учитель, может не  нравиться. Приходится прилагать много усилий для того, чтобы привыкнуть к педагогу, к его манере речи. Первое время ребёнку будет сложно, но всё возможно изменить, главное желание родителей и самого первоклашки.  Если сложилась такая ситуация, нужно работать со специалистами.

Как правило, все дети в первом классе нуждаются в психологической помощи и многие желают её получить, но не знают, как об этом сказать. Донести это они пытаются через  поведение, которое общество не принимает.

Чтобы мозг первоклашки «дозрел»

- Когда ребёнок не может ходить в школу, даже у самых любящих   родителей закрадываются мысли, что с ним что-то не то, что он какой-то не такой... Как правильно смотреть на эту ситуацию и как с ней работать?

 Когда специалисты выносят своё заключение – «к школе не готов», последнее слово остаётся за родителями и за ребёнком. Если ребёнок вдобавок к этой ситуации говорит, что не хочет идти в школу, он снова отправляется в детский сад и детские сады таких детей принимают. Такая практика есть.

Для родителей это звоночек, что с ребёнком надо походить на дополнительные занятия. Как я уже говорила, причина неготовности к школе – незрелость головного мозга. У кого-то это идёт плавно, у кого-то скачками. Определённые упражнения активизируют конкретные участки мозга. Если их стимулировать, ребёнок будет к школе готов.

Теперь понятно, что делать тем, кто столкнулся с проблемами. Подскажите, а  как их можно избежать – как готовиться к походу в первый класс?

- Нужно, чтобы родители заранее думали, о том, что их ребёнок пойдёт в школу. Сделать это надо примерно за год. Ребёнка  отдаём на подготовку к школе (есть как платные, так и бесплатные варианты), готовим психологически.

Чтобы успешно пойти в школу, нужна мотивация, хорошее внимание. Улучшить последнее помогут специальные игры. Большое количество их есть в интернете. Если родители не хотят их проводить или не могут этим заниматься самостоятельно, можно сходить к специалистам – к нейропсихологам.

Почему готовить ваше чадо надо заранее? – если что-то выявляется, то будет время с ребёнком позаниматься. Есть определённые упражнения на крупную, мелкую моторику, которые позволяют ребёнку «созреть». Ведь неготовность к школе – это неготовность головного мозга. Определённые участки у нас в голове,  отвечают за внимание, за память, за логическое мышление.

Неправильные вопросы или вопросы пустые? Как расспросить первоклашку о школе.

«Как дела в школе» - это пустой вопрос для ребёнка, т.к он в силу возраста просто не знает, как на него ответить. В 7-8 лет у большинства детей еще нет абстрактного мышления и эти вопросы непонятны в среднем до подросткового возраста.  На вопрос: «Как твои дела?» вы услышите: «Нормально», «Хорошо» или просто тишину. Второй тревожный вопрос, который плохо влияет на адаптацию школьника: «Всё в порядке? Тебя никто не обижал?» - такие вопросы не стоит задавать, т.к. они указывают на то, что школа – это место опасное и там  тебя могут обидеть. Уловив внутреннюю тревогу родителей  в таких вопросах, ребенок начинает бояться.

Что спрашивать, говорить НУЖНО?

«Я соскучилась», «Как прошел твой день»?, «Что интересного ты сегодня узнал (ла)»?,  «Как ты себя чувствуешь»?, «Какое настроение?». Вопросы личностные- настраивают ребёнка на школу, из глубоких вопросов вы получите развёрнутые ответы.

Комментарии (2)
19.08.2018 15:41   Гость_123
Господи как мы то все в школу ходили ( закатываю глаза ) никаких тестов и подготовок . И ничего . Все выучились .
Господи как мы то все в школу ходили ( закатываю глаза ) никаких тестов и подготовок . И ничего . Все выучились .
Ответить
20.08.2018 08:03   Гость_Fiona
Раньше не спрашивали детей,что они хотят,надо значит надо.Слишком много сейчас детям позволено.
Раньше не спрашивали детей,что они хотят,надо значит надо.Слишком много сейчас детям позволено.
Ответить
Добавить комментарий
Поиск
Вход
Имя пользователя