«В школу не хочу!». Как помочь адаптироваться первоклашке?
Учебный год только начался, а жалобы на новоиспеченного ученика сыпятся как из рога изобилия? «Не готов к школе» - пугающий вердикт выносят учителя. Из года в год с такой ситуацией сталкиваются некоторые читинские первоклассники и их родители. Что делать, если, как говорят специалисты, мозг для школы «не созрел» - как изменить ситуацию? – «Гуранка» обсудила с практикующим детским и семейным психологом, Олесей Газинской.
Агрессия
и драки – кто виноват?
-
Олеся Викторовна, расскажите, чаще всего с какими проблемами сталкиваются
первоклашки?
- Есть дети, которые на уроках не выполняют
просьбы учителя, могут ходить на занятиях.
Некоторые неадаптивные дети, за которыми
я лично наблюдала, проявляют девиантное (отклоняющееся от общепринятых
норм) поведение – стоят на партах, прячутся
под них, кричат, едят во время урока, в общем, делают то, что на уроке
делать нельзя. Так, всем своим видом ребёнок показывает, что ему в школе плохо,
неинтересно.
У первоклассников часто бывает агрессия,
связанная со школой. Выливаться это может в драки. Как первоклассник пойдёт в
школу, зависит от родителей. Ребёнок маленький, поэтому, связь с мамой у него
велика.
-
Как правило, много ли детей из класса в
среднем отличаются таким поведением?
- Бывает, что таких
детей в классе нет, бывает, что есть такой один или два ребёнка.
-
Почему это происходит? Ведь перед школой все дети проходят специальную
комиссию, разве это не является своего рода «фильтром», определяющим готовых и
не подготовленных к школе детей?
- Такая комиссия у
психологов и психиатра длится около пяти минут. Мало что можно понять за это
время. Первые минуты дошкольники в незнакомых местах обычно ведут себя всегда
адекватно. Так происходит, потому-то
ребёнок не знает место, в которое его привели. Мама может сказать: «Мы пойдём в
больницу», а больница на детей обычно действует усмиряющее. Ребёнок может
сдерживать себя в присутствии мамы, вести себя по-другому не так как без неё.
В период адаптации к школе, новые условия для
ребенка - это неизвестность, она, как
правило, пугает. Дети первое время могут не понимать, что будет в школе.
Происходит такое обычно, когда с детьми не проводят беседы о будущем, когда
родители не рассказывают, как они ходили в школу. Не было «знакомства» со
школой – сына или дочку не водили туда на экскурсию. Таким образом, у детей
может сложиться неверное представление об учебном заведении.
Пора
ли в первый класс?
-
Как определить уровень подготовки к школе?
- Уровень подготовки к
школе у ребёнка можно определить, например, с помощью специальных тестов. Такие
тесты «измеряют» мотивацию ребёнка – что немаловажно. Если её нет – в школу
идти рано.
Теоретически сделать их
могут и родители, но скорее всего, это ничего не даст, так как важны не только
вербальные ответы, но и то, как ведёт себя ребёнок, во время тестирования.
Важна мимика. Поэтому, лучше всего, за
2-3 месяца до школы такие тесты проводить с детским психологом. Есть родители, которые обеспокоены этим
вопросом, они приходят ко мне со своими чадами и за полгода или за год до
поступления в первый класс.
-
Предположим, к школе ребёнка не готовили, тесты не проходили. В учебном заведении
возникли проблемы, что делать родителям?
- Во-первых, понимать,
что, когда мы ведём ребёнка в новую обстановку,
- это нервное напряжение. Ребёнок может отказываться от выполнения
домашнего задания, замкнуться, не хотеть идти в школу…родителям к таким
моментам нужно относиться с пониманием. У вашего чада новый коллектив, возможно,
взрослый - учитель, может не нравиться.
Приходится прилагать много усилий для того, чтобы привыкнуть к педагогу, к его манере
речи. Первое время ребёнку будет сложно, но всё возможно изменить, главное желание
родителей и самого первоклашки. Если сложилась
такая ситуация, нужно работать со специалистами.
Как правило, все дети в первом классе
нуждаются в психологической помощи и многие желают её получить, но не знают,
как об этом сказать. Донести это они пытаются через поведение, которое общество не принимает.
Чтобы
мозг первоклашки «дозрел»
-
Когда ребёнок не может ходить в школу, даже у самых любящих родителей закрадываются мысли, что с ним
что-то не то, что он какой-то не такой... Как правильно смотреть на эту
ситуацию и как с ней работать?
Когда специалисты выносят своё заключение – «к
школе не готов», последнее слово остаётся за родителями и за ребёнком. Если
ребёнок вдобавок к этой ситуации говорит, что не хочет идти в школу, он снова
отправляется в детский сад и детские сады таких детей принимают. Такая практика
есть.
Для родителей это звоночек, что с ребёнком
надо походить на дополнительные занятия. Как я уже говорила, причина
неготовности к школе – незрелость головного мозга. У кого-то это идёт плавно, у
кого-то скачками. Определённые упражнения активизируют конкретные участки
мозга. Если их стимулировать, ребёнок будет к школе готов.
- Теперь
понятно, что делать тем, кто столкнулся с проблемами. Подскажите, а как их можно избежать – как готовиться к
походу в первый класс?
- Нужно, чтобы родители
заранее думали, о том, что их ребёнок пойдёт в школу. Сделать это надо примерно
за год. Ребёнка отдаём на подготовку к
школе (есть как платные, так и бесплатные варианты), готовим психологически.
Чтобы успешно пойти в школу, нужна мотивация, хорошее
внимание. Улучшить последнее помогут специальные игры. Большое количество их
есть в интернете. Если родители не хотят их проводить или не могут этим
заниматься самостоятельно, можно сходить к специалистам – к нейропсихологам.
Почему готовить ваше чадо надо заранее? – если
что-то выявляется, то будет время с ребёнком позаниматься. Есть определённые
упражнения на крупную, мелкую моторику, которые позволяют ребёнку «созреть». Ведь
неготовность к школе – это неготовность головного мозга. Определённые участки у
нас в голове, отвечают за внимание, за
память, за логическое мышление.
Неправильные вопросы или вопросы пустые? Как расспросить первоклашку о школе.
«Как дела в школе» - это пустой вопрос для
ребёнка, т.к он в силу возраста просто не знает, как на него ответить. В 7-8
лет у большинства детей еще нет абстрактного мышления и эти вопросы непонятны в
среднем до подросткового возраста. На
вопрос: «Как твои дела?» вы услышите: «Нормально», «Хорошо» или просто тишину.
Второй тревожный вопрос, который плохо влияет на адаптацию школьника: «Всё в
порядке? Тебя никто не обижал?» - такие вопросы не стоит задавать, т.к. они
указывают на то, что школа – это место опасное и там тебя могут обидеть. Уловив внутреннюю тревогу
родителей в таких вопросах, ребенок
начинает бояться.
Что
спрашивать, говорить НУЖНО?
«Я
соскучилась», «Как прошел твой день»?, «Что интересного ты сегодня узнал (ла)»?, «Как ты себя чувствуешь»?, «Какое настроение?».
Вопросы личностные- настраивают ребёнка на школу, из глубоких вопросов вы
получите развёрнутые ответы.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться