Деньги и дети: как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу

3
03.02.2019 / Я расту!
Психологи утверждают, что в возрасте от двух до пяти закладывается принцип, по которому человек тратит деньги. И либо вы начинаете говорить с малышом о деньгах с детства, либо продолжаете делать вид, что мы живем в мире, где денег не существует.

Для заинтересованных родителей финансовые эксперты сформулировали 5 вариантов объяснений правильного обращения с деньгами.

Способ 1. Объясняем ребенку, что такое семейный бюджет и откуда берутся деньги

Ребенку необходимо рассказать на его языке, что такое бюджет. Дети мыслят конкретно, поэтому все, чему вы учите, лучше всего нарисовать или показать предметно.

Возьмите кошелек, мешочек с деньгами и расскажите, что это бюджет. Он бывает у каждой страны, города, семьи и человека. На неделю, месяц и даже год. Мама и папа ходят на работу, трудятся и раз в месяц пополняют копилку  новой денежкой.

Помогите нарисовать малышу бюджет вашей  семьи. Это может быть круг, квадрат или кошелек. Разделите его на  части и пусть ребенок разукрасит каждую своим цветом. Дайте всем блокам имена. Например, красный -  питание, зеленый - плата за квартиру, желтый - покупка игрушек, синий - домашние животные и т.д.

В следующий раз, когда ваше чадо слезно потребует в магазине новую игрушку - выдохните. И объясните, что деньги остались только в двух блоках -  в зеленом, на квартиру и красном, на питание. Но в следующем месяце бюджет семьи пополнится и в желтом блоке снова появятся деньги.

А пока предложите малышу запомнить эту игрушку. И, если он не передумает, купите ее в конце месяца. Вы ведь обещали. Может случиться так, что игрушка слишком дорогая. Тогда накопите вместе на ее приобретение.

Способ 2. Учим копить деньги

Подарите ребенку копилку или кошелек. С самого раннего возраста он будет учиться не разбрасывать и уважать деньги. Откладывать на интересную игрушку или сладость. Таким образом он сможет анализировать и принимать решения.  Расставлять приоритеты.

Дошкольникам сложно сразу сконцентрироваться на всех желаниях и понять, чего больше хочется: конструктор или робота. Предложите малышу рисовать все свои “хочу”. Сегодня ему нужен набор Lego? Тогда пусть нарисует его и повесит на видное место вместе со стоимостью игрушки.

Самый наглядный способ - начать выращивать с ребенком какое-нибудь растение, чтобы он привык и понял: не все происходит сию секунду, очень часто результата нужно терпеливо дожидаться.

Способ 3. Карманные деньги

Психологи утверждают что, когда ребенок подрос, умеет считать и писать печатными буквами, необходимо давать ему карманные деньги. Желательно делать это регулярно, а именно раз в неделю.

Но есть одно условие: деньги даются только под финансовый отчет. Купите ему блокнот или тетрадь, где ребенок сам будет вести свою бухгалтерию. Разделите листик вертикальной чертой и слева напишите остаток на начало недели. Потом запишите новые поступления и от кого они получены. И в конце недели подбейте итог.

Первые несколько раз вы можете помочь ребенку в заполнении отчета. Но потом стоит договориться, что следующие деньги он получает только после того, как начнет сам вести свою бухгалтерию. Такая система помогает правильно распоряжаться своими деньгами.

Способ 4. Позволяйте делать ошибки

Представьте ситуацию. Ваш маленький финансист потратил в магазине все накопленные сбережения. Но купил, например, некачественную игрушку, которая сломалась через пару дней.

В голове тут же появляется фраза: ”А я же тебе говорила! Почему ты меня не слушаешь!” НО! В этот момент лучше выдохнуть и промолчать. Единственное разумное решение - просто посочувствовать. Дети не глупы и сами все поймут через свои переживания. Главное, давать им возможность совершать ошибки. Лучше пусть малыш получит этот опыт в 10 лет с игрушкой, чем в 30 с собственным бизнесом.

Способ 5. Не вступайте с детьми в коммерческие отношения

Многие родители думают, что если начнут платить деньги своим детям за отличные оценки в школе, вынесенный мусор, помытый пол, то это их сильнее промотивирует.

К сожалению, это большое заблуждение. Ведь такие ценности, как ответственность, долг перед собой и родными, трудолюбие  нельзя купить. 50 рублей за пятерку тоже не лучший метод. Пропадает желание учиться. Учиться не ради знаний, а ради денег.

Транслируйте ребенку, что перед ним открыты все возможности. Он вырастет, овладеет любой профессией и заработает столько - сколько захочет.

Анна, 17 лет: «Деньги на карманные расходы мне начали давать лет в 7, где-то по 100-150 рублей в месяц. Куда тратила, особо и не помню. На мелочи чаще всего типа чипсов и газировки. А, лизуны еще покупала. В старших классах начали давать по 1000 в месяц. Ходили в кино с девчонками, сидели в фуд-корте, ну и аксессуары нужные покупала, заколки, брелки».

Специалисты считают, что наличие у подростка карманных денег и возможности самостоятельно ими распоряжаться, хоть и не является абсолютным залогом финансовой успешности во взрослом возрасте, но экономической грамотности способствует. А ее часто не хватает и многим взрослым, которые не могут рассчитать собственный бюджет на месяц вперед, становятся жертвами мошенников и финансовых пирамид, втридорога покупают «товары со скидкой» и при оформлении кредитной карты не читают договор.

Кирилл, 18 лет: «Проблем с деньгами у меня никогда не было: лет до 15 я просто в них не нуждался, а потом начал ходить в кино без родителей, гулять с друзьями. Достаточно было просто денег попросить, и мне давали ровно столько, сколько я хотел потратить: если я иду в кино – мне дают деньги на билет, на какой-нибудь снек и что-нибудь попить".

У денег «по требованию», говорят психологи, несколько минусов. Подростку, как правило, приходится информировать родителей, на что именно они ему нужны, т.е. ответственность за принятие решения берут на себя в конечном итоге взрослые. Если деньги выдаются каждый раз, когда ребенок просит, то у него может сложиться впечатление, что деньги есть в неограниченном количестве: папа просто достает кошелек и достает оттуда нужную сумму. Ну и экономить и планировать расходы он, таким образом, точно не научится.

Согласно данным опроса Superjob, из 78% опрошенных, выдающих карманные деньги своему ребенку, 61% родителей заявили о том, что контролируют их расходы и только 17% своему ребенку полностью доверяют.

Эти недоверие и контроль практически перечеркивают идею научить подростка самостоятельно делать правильный выбор.

Олеся, 16 лет: «Родители вообще-то не контролируют мои расходы, но я иногда прослеживаю такую интересную вещь: мама может спросить, на что я потратила ту или иную сумму, и если я понимаю, что потратила их на глупость, пытаюсь как-то это скрыть, иногда даже приходится привирать. Знаю, что поступаю неправильно, но мамину демагогию по поводу того, как и когда мне нужно тратить деньги, слушать тоже неохота. Я стараюсь избегать подобных «отчетов». Запретов не имею, если я хочу что-нибудь купить – я это куплю, скрою, но куплю».

В общем, дилеммой не задаемся, деньги чадушкам отсчитываем, а как много и как часто, смотрим по ситуации. В заключении - неплохой опыт одной из читинских мамочек, может, кто возьмет на вооружение.

Елена: "Карманные деньги считаю разумным давать только школьникам. Младшим деткам, мне кажется, не стоит. У меня две дочери. С Катей (5 лет) перед походом в магазин заранее договариваемся можем ли ей сейчас что-то купить (например, что-то одно на выбор) или вынуждены обойтись в данный момент без покупки «хотелок», а только самое необходимое.

За хорошие оценки и домашнюю работу смысла платить деньги не вижу (и многие психологи не советуют).

В третьем классе с самой первой учебной недели начали старшей дочери давать независимо от оценок и поведения (один раз за серьёзную провинность только лишили) 50 рублей в неделю. Давали утром в понедельник. Первые несколько недель деньги тратила в первый же день. В пятницу не могла вспомнить на что. Я предложила ей записывать все поступления и траты в блокнотик. Таким образом, несколько недель мы вместе учились контролировать её финансы. Каждую пятницу разбирали на что потрачены деньги. И часто приходили к выводу, что большую часть покупок можно было и не совершать (так как куплена была ерунда). Примерно в это же время дочь купила всем нам небольшие подарки на свои деньги. Позже я показала, что можно не тратить, а копить. И так же записывать все в тетрадь. Так были накоплены первые 300 рублей.

Я предложила положить эти деньги в банк под %. Вместе мы открыли пополняемый счёт и туда отправлялись почти все подаренные и полученные деньги.

Несколько раз «на свои» Полина покупала понравившуюся одежду (например, футболка в H&M), изредка тратила на вкусняшки (заходим в фикс-прайс, она просит что-то купить. То, что считаю нужным я покупаю, а вот купить или нет себе всякую ерунду дочь решает сама, но чаще отказывается от покупки).

На счёте у неё сейчас более трёх с половиной тысяч рублей. Копит на путевку в лагерь. Показываю ей, как можно разумно экономить. Когда в сентябре-октябре часть маршруток была по 22, часть по 25, я предложила ей решить задачку: три человека из нашей семьи ежедневно едут на маршрутке до лицея и обратно. Садятся на более длительный (21), но в то же время более дешевый маршрут. При этом каждая поездка обходится на 3 рубля дешевле. Сколько семья сэкономит в день, неделю, месяц, учебный год (9 месяцев). При этом все выходные надо учесть при подсчете. Какова будет сэкономленная сумма, если деньги класть на пополняемый вклад под 3% годовых?  В результате получилась весьма внушительная сумма, на которую можно было всей семьёй в конце учебного года сходить в парк аттракционов или в кафе. И всего-то за 3 рубля с поездки!

Воплотить этот эксперимент в жизнь нам не удалось, на 21 маршруте цена повысилась до 25 рублей. А на троллейбусе нам ездить не получится. Но пока тариф не увеличился мы ежедневно откладывали сэкономленные деньги -  18 рублей в день, 108 в неделю, 432 за 4 недели... Подружка у меня сына учила деньги копить так: давала деньги на хлеб/молоко/курицу. Он мог купить все это в одном магазине. А мог пробежать по разным и по акции купить дешевле. В одном хлеб, в другом молоко, в третьем, фермерском, курицу. А сэкономленное они откладывали в отдельный кошелёк. И раз в месяц деньги из этого кошелька тратили на развлечения.

У Полины в копилке мелочь всегда лежит. Можно занять, но потом обязательно отдать. Если есть возможность и желание, то с небольшими процентами. Но далеко не всегда".

Комментарии специалистов психологической студии ПСИ-СЕРВИС:

Самое первое, что стоит сделать родителям, воспитывая у детей финансовую ответственность, ответить на вопрос - "А что для меня деньги? Какие ассоциации возникают, когда я слышу это слово?" Отношение семьи к финансам, считывается детьми, так начинают формироваться основы финансовой грамотности. Если в семье часто говорят: «Деньги - это зло», «Не хватает денег», «Сейчас не можем это купить», «Все так дорого» … - ребенок считывает негативные финансовые установки. Людям с такими установками тяжело делиться, дарить и даже получать подарки. Естественно, у таких родителей возникает много вопросов и беспокойств в процессе воспитания финансовой грамотности у детей. А если в семье преобладают положительные отзывы, например, «Как здорово, что есть платные услуги», «Мы можем это купить»… то и ребенок воспринимает деньги, как некое благо, готов не только получать, но и давать.

Хотите, чтобы Ваш ребенок рос независимой и успешной личностью, важно обсуждать вопросы финансового характера. Говорить о финансовом статусе семьи, чтобы понимать, что с деньгами важно умело обращаться.

Выдача карманных денег не должна быть обусловлена ни успеваемостью в школе, ни его помощью по дому, вернее сказать, ничем, кроме возраста ребенка и возможностей семьи.

У ребенка, как и у взрослого, есть свои потребности, но любящим родителям важно разграничить основные потребности, которые они обязаны обеспечить и второстепенные, которые удовлетворяются во возможности. Это, как раз касается выдачи карманных денег.

Первые карманные деньги можно давать, когда ребенок заинтересовался темой финансов и их потреблением. Это не касается случаев, когда ребенок просто проявляет внимание к деньгам и монетам, как вещи или игрушке. Например, маленькие дети могут просто выстраивать башенки из монет.

Перед тем, как регулярно выдавать деньги на карманные расходы, нужно объяснить как с ними взаимодействовать. Начать можно с понятий «копилка» - чтобы копить и «кошелек» - чтобы носить с собой небольшую сумму, для покупки чего то.

Так же психологи советуют выдавать деньги пропорционально возрасту ребенка, исходя из реальной необходимости этой суммы для ребенка. Например, дошкольнику каждый день дают по рублю и в конце рабочей недели после детского сада, он может сам купить себе любой чупа-чупс. А вот школьник может рассчитать, сколько ему нужно денег, чтобы каждый день питаться в столовой или покупать школьные принадлежности. Первые покупки будут даваться нелегко, особенно планирование покупки на определенную сумму, поэтому задача родителей, направлять и поддерживать ребенка. Ближе к подростковому возрасту (от 10 лет), важно вернуться вновь к теме денег и планирования расходов, поскольку запросы ребенка растут. Если ребенок просит увеличить его бюджет, то просите расписать его недельные траты, чтобы вместе провести финансовый анализ и принять совместное решение. Важно, чтобы ребенок знал, что выделяемые ребенку деньги на карманные расходы напрямую связаны с бюджетом семьи.

Прежде чем вести разговор с ребенком, родители должны договориться между собой и придерживаться единой линии поведения. Так же важно, чтобы родители сами проявляли инициативу в выдаче карманных денег, ведь дети разные: стеснительные, гордые, не желающие брать ответственность за распоряжение бюджетом…

Важно научиться доверять ребенку и по возможности не контролировать бюджет ребенка. Научив ребенка обращаться с деньгами в младшем возрасте, вы заложите основы ответственного финансового поведения. Помните, что трата денег на «запрещенные товары», особенно подростками, не зависит от того, что вы систематически даете деньги на карманные расходы, а подкрепляется чем-то иным.

Обязательно обсуждайте вместе с ребенком, как обстоят финансовые дела на данный момент в семье. Если нет возможности какое-то время давать карманные деньги или что-то купить, всегда объясните причины. Ребенок должен понимать соотношение расходов и доходов.

Родители, которые относятся спокойно к теме денег, несут оптимистический настрой, воспитывают щедрых и уверенных в себе детей.

 

Комментарии (3)
03.02.2019 15:36   Янночка
Отличная статья! Спасибо! Всё так подробно, понятно и доступно. Пример одной из мам действительно полезен.
Отличная статья! Спасибо! Всё так подробно, понятно и доступно. Пример одной из мам действительно полезен.
Ответить
04.02.2019 02:01   Гость_Лера
Хорошие советы. Спасибо. Я совершаю ошибки как здесь написано. Даю деньги разово и сама все контролирую. Теперь исправлюсь.
Хорошие советы. Спасибо. Я совершаю ошибки как здесь написано. Даю деньги разово и сама все контролирую. Теперь исправлюсь.
Ответить
04.02.2019 05:55   Гость_Дашутка
Здорово! Полезный материал! Возьму на заметку многое!
Здорово! Полезный материал! Возьму на заметку многое!
Ответить
Добавить комментарий
Поиск
Вход
Имя пользователя