Ковыряют в носу и грызут ногти: откуда у детей берутся вредные привычки?

2
11.06.2022 / Я расту!
Откуда берутся плохие привычки у детей, кто или что тому виной? А как отучить малыша от действия, которое на ваш личный взгляд или по негласным правилам общества, считается неправильным делать в присутствии других людей. И ведь есть еще семейные особенности.
Фото: sportobzor

Заметь меня, мама!

О том, почему у ребенка возникает плохая привычка и как её можно исправить, нам рассказала медицинский психолог Екатерина Юферова.   

Какие привычки детей можно отнести к вредным?

Это привычки, которые могут навредить здоровью ребенка и  нарушить его естественное  психическое  развитие.  Например, привычки грызть ногти, сосать пальцы, заниматься онанизмом  могут  спровоцировать болезни  «грязных рук». Помимо вреда для физического здоровья,  подобные детские привычки свидетельствуют о повышенном нервно-психическом напряжении. 

Часто  родители обращаются ко мне с вопросами  о таких детских привычках, как   чрезмерный просмотр ТВ,  компьютерные  игры,  бесконтрольное времяпрепровождение в социальных  сетях. Такие привычки не только нарушают естественное психическое развитие, но и  негативно влияют на осанку, зрение, если не принимать мер, то такие привычки могут  стать устойчивым  паттерном поведения и перейти во взрослую жизнь.

Почему у детей вообще появляются вредные привычки?

Привычка что-то сосать, ковырять, грызть, раскачиваться - чаще  всего  связана с эмоциональным дисбалансом ребёнка и может свидетельствовать о нервно-психическом расстройстве.

Фото: Екатерина Юферова (предоставлено Екатериной Юферовой)

Когда ребёнок не чувствует себя дома в полной безопасности, испытывает  противоречивые чувства к близким людям, сталкивается с трудностями проживания эмоций (страх, злость, вина, радость), он начинает  бессознательно выполнять те действия (грызет ногти, дергает волосы, занимается онанизмом или раскачивается), которые помогают снизить волну сильных эмоциональных переживаний. 

Важно отметить, что пагубные детские привычки, которые беспокоят родителей, являются и инструментом для привлечения внимания,  в случае его дефицита. Кроме того, нежелательные склонности могут быть симптомом «страха взросления». Такой симптом проявляется  в случае «взрослого» периода детства у детей, когда родители требуют (ожидают) от  ребенка поведения не по возрасту. Часто такая симптоматика диагностируется  у старших детей в семье, когда при появлении младшего первый ребенок приобретет статус старшего помощника, и автоматически лишается детства. Любое его игривое поведение, эмоциональный выплеск – негативно оценивается взрослыми, ведь на него возложена миссия «старший», от него ждут упорядоченности действий и помощь в воспитании младшего. Таким образом, несоответствие требований взрослых реальным возможностям и потребностям ребенка формируют у него невротические привычки.

Как помочь ребенку избавиться от них?

Многие родители на собственном опыте убедились в том, что запретами и замечаниями  проблему пагубной привычки не решить. Поэтому важно принять факт, что сделать это быстро - не получится, это кропотливый труд, который требует  выдержки и поэтапности, помните, что привычка закрепляется в среднем за 40 дней, значит, и время отучения от нее, займет не меньше времени.

Фото: ru.freepik.com

В первую очередь предлагаю родителям поразмышлять о том, не копирует ли ребенок поведение кого-то из членов семьи. Так бывает, если отец грубо разговаривает с женой, то и сын унаследует эту привычку; мама, помогая дочери с уроками, грызет карандаш, то и дочь может перенять эту привычку. Конечно, от обнаружения привычка подражания не пройдет, но можно говорить об этом, попросите ребенка помочь вам избавиться от этой привычки, и тогда, вполне возможно, неосознаваемое детское копирование, будет обнаружено самим ребенком и, наблюдая за вами, он автоматически избавится от  вредного повторения.

Если повторение по образцу не  диагностировалось, переходим к следующему этапу – наблюдение. Начинаем наблюдать, анализировать и фиксировать поведение малыша: при каких ситуациях он  выполняет  навязчивые действия, в какое время суток, до, после или во время общения с кем это происходит, после каких слов (мультфильмов, фильмов, игр) он это делает. Важно оценить и обстановку в семье, у родственников и друзей у которых проводит время ребёнок, в садике/школе, данные фиксируйте в блокнот, они будут полезны для анализа, кроме того, пригодятся в случае обращения за профессиональной помощью.

Фото: ru.freepik.com

Третий этап – беседа. Беседуйте  с маленьким человеком. Спросите, что его беспокоит, задавайте вопросы о том, как дела у его друзей, как ведут себя воспитатели в саду (учителя в школе), что его расстраивает или пугает. Попросите рассказать, зачем он это делает (случается что, дети говорят о том, что палец вкусный, в этом случае можно договориться с ним, что вместо сосания пальца, он может съесть витаминку), как он себя чувствует, когда выполняет  привычное действие.

Когда вы видите, что ребенок волнуется и начинает выполнять привычное действие, мягко, ненавязчиво  привлекайте  его к выполнению какого-либо увлекательного задания. 

Что нельзя делать категорически, отучая ребенка от вредной привычки?

Категорически вредным будет желание быстро искоренить привычку путем психологического давления (угрозы, навязывание чувства стыда, вины), физического воздействия (наказания, одергивания, шлепки) - такие методы только усугубят ситуацию и могут спровоцировать развитие  психосоматических заболеваний.

Какие еще советы вы можете дать, чтобы процесс отучения ребенка от вредной привычки прошел мягче?

Создайте в доме безопасную, дружелюбную и доброжелательную атмосферу, исключите психотравмирующие факторы.  Наполните общение с ребёнком приятными эмоциями, теплотой, доверием и нежностью. По возможности обратитесь за профессиональной помощью психолога.

Давайте подведем короткий итог слов специалиста. В основе  вредной привычки всегда лежат психологические и неврологические проблемы. Которые важно выявить, как можно раньше, и как можно раньше обратиться к специалисту за устранением. Конечно, не все привычки требуют вмешательства специалиста, но в любом случае на устранение вам понадобится много времени и сил. Важно, чтобы у вас в семье царила гармония и мирная обстановка. Окружите ребенка заботой и теплотой, не позволяйте ему замкнуться в себе и почувствовать себя одиноким. Постарайтесь правильно донести до ребенка, что вредные привычки - это плохо. Отвлекайте ребенка играми, походами, путешествиями и полезными занятиями: читайте, рисуйте, собирайте пазлы. Только вместе у вас получится добиться результата.

2 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

13.06.2022 16:38   Гость_Лиза
Спасибо, все понятно , полезно и интересно.
Спасибо, все понятно , полезно и интересно.
Ответить
23.06.2022 03:13   Гость_Автор
Гость_Лиза писал (а):Спасибо, все понятно , полезно и интересно.
спасибо вам за отзыв!
[quote="Гость_Лиза"]Спасибо, все понятно , полезно и интересно.[/quote] спасибо вам за отзыв!
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных