«Куда уходят дети»: как оградить ребенка от плохих людей, опасных развлечений и дурной компании?

2
16.03.2019 / Я расту!
Задержался у друзей, сбежал из дома на спор или ушел «пересидеть» ссору с родителями – так бывает чаще всего. А бывает иначе. Именно об этом «иначе», горьком и ужасающем, думают родители, нервно набирая номер своего чада, в десятый раз за пять минут. Какие методы помогут оградить маленького человека от опасности и как не нарушить грань между заботой и гиперопекой, выяснила корреспондент «Гуранки» Дарья Носикова.

Котлы кипят чугунные, ножи точат булатные…

По данным регионального УМВД, 174 ребенка в прошлом году были объявлены в розыск. Найдены – 167, большинство, к счастью, целыми и невредимыми.  «Время сейчас такое, в магазин отпустить страшно», - делятся встревоженные мамы. Некоторые готовы провожать и встречать детей до выпускного, взламывать соцсети и всячески нарушать личное пространство, за которое в определенном возрасте так борется любой ребенок. А стоит ли?

Не так давно в одной из «мамских» групп разгорелась целая дискуссия на тему детской безопасности. Особенно мне запомнился комментарий участницы обсуждения, которая, по ее собственным словам, объясняет своим детям, что любой незнакомец – это потенциальный маньяк, и он может сделать с ними «то, то и то» (из этических соображений не будем вдаваться в подробности). «С такими методами дети скоро спать перестанут», - подумалось мне.

А вот еще случай: одна знакомая, бывшая соседка, и вовсе посчитала, что слов и объяснений в этом сложном вопросе недостаточно, и решила самолично стать для сына «секьюрити». Мальчик был на полголовы выше мамы, в то время как она по-прежнему водила его в школу, встречала и сопровождала во время редких прогулок.

Понятно, что в обоих примерах мамы от всей души пытались оградить своих чад от любой опасности и, конечно, их страхи отчасти обоснованы. Но как не переусердствовать в своих стараниях уберечь ребенка, когда вокруг происходит столько трагедий?

Вспомним наши любимые сказки и их героев: Баба-яга, которая то и дело покушалась съесть Иванушку, пернатые похитители Гуси-лебеди и наивная Красная шапочка с ее беспечной бабушкой. Каждая вторая из них имеет нравоучительный подтекст: избегай незнакомцев. Во все времена детей старались оградить от беды. Раньше  – посредством сказок, в наши же дни существуют специальные программы, обучающие тренинги и целые школы безопасности.

Тысячи поисковых операций, сотни спасенных жизней – за пять лет существования отряда имени Кости Долгова. Только за прошедший год волонтеры собирались по тревоге более 140 раз, 45 из них – на поиски несовершеннолетних. 15 детей были найдены силами добровольцев. Другие – благодаря распространяемым по инициативе отряда ориентировкам. За время существования объединения его участники видели многое. Не так давно своим опытом они начали делиться на тематических тренингах, которые проводят в читинских школах.

«Первый тренинг состоялся в октябре прошлого года. Вообще сама идея появилась давно, но воплотилась в жизнь только после трагического случая с Дашей Карташовой. Побеседовали уже более чем с 5 тысячами школьников», - рассказывает заместитель руководителя Поискового отряда им. Кости Долгова Константин Мухомедьяров.

- Как удается завладеть вниманием юных слушателей?

- Тренинги проходят в формате общения с детьми. Им нравится, интересуются, задают вопросы. Мы показываем оборудование, которое используем в ходе поисков. Конечно, глаза горят у детей, им все это интересно.

- За время существования отряда вы отыскали и вернули домой стольких детей. Расскажите, что чаще становилось причиной исчезновения?

- Чаще всего - это самостоятельный уход подростков из дома. Похищений, слава Богу, не было, за исключением случая с Дашей Карташовой. Вот один из примеров. Три подростка из Песчанки трижды уходили из дома. Два раза их нашли наши ребята, а третий раз - полиция. Поиски проходили как днём, так и ночью. В городе и за его пределами. Как правило, в течение 1-1,5 суток их находили и возвращали родителям.

- Как вести себя родителям, чтобы защитить своего ребенка от беды?

- Нужно чаще общаться с детьми. Быть, прежде всего, друзьями, чтобы ребенок рассказывал родителям, где и с кем гуляет, с кем переписывается.

Есть в Чите и свой филиал Федеральной школы безопасности «Стоп угроза». Занятия ведет руководитель и тренер - психолог Юлия Литвинова.

- Мы не читаем скучные лекции. Занятия проходят в виде тренингов и интерактивных бесед. Только так ребёнок сможет усвоить полученные знания и применить их на практике. Самые популярные темы в нашей школе - это «Защита от похитителя» (от 5 до 10 лет) и «Защита от неприятностей на улице» (для подростков).

Бабушка, а почему у тебя такие большие руки?

Беседовать с ребенком о безопасности нужно начинать уже с трех лет, - считает руководитель школы «Стоп угроза», психолог Юлия Литвинова. При этом важно объяснить, что опасаться нужно вовсе не сказочных, а вполне реальных злодеев.

- В первую очередь нужно объяснять, что преступником может оказаться любой взрослый. Никакой чёрной маски, пистолета и т.д. не будет (почти все дети до 10 лет так представляют себе преступника, а дети постарше уверены, что он будет подозрительно себя вести). Дальше - во время прогулки обсуждайте опасные и безопасные места: куда можно бежать от опасности, а куда - нет. Пусть ребёнок покажет, куда он побежит. Ребёнок должен уметь ориентироваться для начала хотя бы в пределах своего района (знать, какие места безопасны: вот «Спутник», а вон там - аптека, туда побегу).

- Как же тогда родителям не «переборщить» с наставлениями, не запугать ребенка до такой степени, что он станет бояться всего и всех?

- Нельзя запугивать детей! Наоборот нужно вселять в ребёнка уверенность, что он сможет дать отпор преступнику, сможет закричать и позвать на помощь. Негативная установка: «Не разговаривай с незнакомым человеком» не работает. Во-первых, ребенок плохо воспринимает запреты и чаще всего стремится их нарушить. Во-вторых, если ему запретили разговаривать, то он, скорее всего, постесняется закричать и позвать на помощь. Разговаривать с незнакомым человеком можно, но не более 5 секунд. Этого времени хватит, чтобы сказать: «Я Вас не знаю и не буду с Вами разговаривать» или «Извините, я спешу!».

Как упоминалось выше, в подавляющем большинстве случаев дети возвращаются домой после недолгого отсутствия. Заигрался с приятелями в футбол после уроков, заболталась с подружками, разрядился телефон… Рискну предположить, что по крайней мере каждый второй школьник хотя бы раз примерно так «пощекотал» нервы своим родителям.

Можно ли отучить ребенка от таких, чаще, конечно, непреднамеренных шалостей?

- Если не брать во внимание некоторые расстройства психики, при которых ребенок может быть склонен к бродяжничеству, а говорить о норме, то дети после школы могут не спешить домой чаще всего по нескольким причинам:

  • Конфликт с родителями
  • Дома скучно, с друзьями весело
  • Из страха, что дома будут ругать за провинность
  • Элементарная рассеянность, когда ребенок увлечен каким-то занятием и забывает о времени

- Как вести себя с детьми после таких ситуаций? Как объяснить, что мама переживает и так делать нельзя?

- Конечно, каждый говорит своему ребёнку: «Позвони, как закончатся уроки, и когда придешь домой», но не всегда дети звонят, не считая нужным (забывая). Важно понимать, что дети не разделяют опасения родителей и не боятся за свою жизнь, считая, что они со всем справятся. Поэтому объясните ребёнку, почему важно сообщать о своём местонахождении (в случае опасности родители будут знать, где искать), но без нотаций, это не эффективно. Пусть ребёнок знает: что бы ни случилось, при любых обстоятельствах родители его любят и всегда поймут. Если в семье доверительные отношения, взаимопонимание, любовь и поддержка, если члены семьи искренне заботятся друг о друге, то ситуации, когда дети бродят по улице, а родители их ищут, практически не случаются. Если говорить о разных приложениях с геолокацией, «умных часах» и т.д., то ребёнок будет позволять за собой следить, но лет до 10. Дальше - станет искать разные возможности избавиться от навязчивого родительского контроля, - отвечает Юлия Литвинова.

Волк в «мультяшной» шкуре

Как ни парадоксально, не меньшей, а быть может, и большей опасности современные дети подвергаются, находясь дома. Популярные среди подростков группы в социальных сетях – рай для «нехороших людей». Ведь в них так легко спрятать грязные намерения за невинной аватаркой. Было время, моя тогда еще восьмилетняя родственница «зависала» на одном из детских форумов. Девочка как-то поделилась, что у нее там появился «очень умный» друг. Заподозрив неладное, мы решили пообщаться с виртуальным грамотеем. Действительно, девятилетний Паша сыпал отнюдь не детскими познаниями и очень быстро ретировался, когда узнал, что его юная собеседница рассказала об их дружбе взрослым.

Наиболее опасными в этом плане многие родители считают группы любителей аниме. Чрезвычайно популярные сегодня «мультики» весьма взрослого содержания притягивают не только подростков.

- Дети активно начинают пользоваться социальными сетями после 9-10 лет. Это начало подросткового возраста, а значит становления полноценной личности ребёнка. И если мы хотим сохранить с ребёнком доверительные отношения, если мы хотим, чтобы ребёнок с нами делился своими переживаниями и обязательно рассказал, если ему какой-то незнакомец делает непристойные предложения в личной переписке, ни в коем случае нельзя вторгаться в личное пространство ребёнка без его разрешения, - советует Юлия Литвинова. - Дружите со своими детьми! Добавляйтесь к нему в друзья в соцсетях, делитесь смешными видео, пишите на его стене приятные слова! И, конечно, со своей страницы регулярно проверяйте его ленту, и кто в друзьях. Людей, кого ребенок не знает лично, в друзьях быть не должно. Также важно просматривать, убрана ли со странички личная информация о ребенке (номер школы, номер телефона, фотографии, по которым можно вычислить район проживания ребёнка и т.д.). И самое главное - не читать нотации, а объяснять детям, почему важно соблюдать осторожность при общении в социальных сетях.

- Как защитить ребенка в интернете?

- Научить его проверять виртуальных друзей. Как? Пригласить нового знакомого пообщаться в видеочат. Если за аватаркой не тот человек, за кого себя выдаёт, он будет искать причины, чтобы отказаться, либо сразу перестанет писать. А если ребёнок? Он откажется пообщаться в видеочате, чтобы познакомиться поближе? На моих занятиях дети отвечают, что согласится.

Поговорим еще об одном жутком явлении, которое подстерегает юных пользователей интернета. В СМИ регулярно обсуждаются опасные «игры», в которые злоумышленники вовлекают подростков. Еще свежи воспоминания о «группах смерти», гремевших пару лет назад, и исчезнувших, по крайней мере, в своем первоначальном виде, из поля нашего зрения после принятия соответствующего закона. Едва родители перестали вздрагивать при любом упоминании о китах, бабочках и других ни в чем неповинных животных, ставших «идейными вдохновителями» для виртуальных преступников, как среди пользователей глобальной сети прокатился слух о новом развлечении. Одна из последних жестоких «забав» - «Пропади на сутки». Собственно, вся суть игры – в ее названии.

- К сожалению, такие игры имеют место быть. И хочу сказать сразу, регистрируются и пробуют играть многие дети. Конечно, делают они это из любопытства или чтобы было что обсудить с друзьями. Но когда игра приобретает уже опасные очертания, у ребёнка включается инстинкт самосохранения и здравый смысл. Они молча выходят из игры, начинают игнорировать сообщения с дальнейшими инструкциями.

- Не всем удалось вовремя остановиться…

- Кто же те дети, которые идут до конца? Как правило, это дети с низкой самооценкой. Выделиться из толпы, самоутвердиться, доказать всему миру что смогу. Или наоборот, это робкие дети, которые боятся признаться родителям, что выполняют ужасные задания из страха наказания со стороны родителей (либо считают, что родителям не до него, им все равно) и делятся переживаниями со сверстниками (а те в силу неопытности не знают как помочь).

- Что же делать родителям?

- Больше внимания уделять детям: общаться, вместе проводить досуг, слушать и понимать своих детей. Пусть дети знают, что любимы и родители - их тыл, каменная стена, за которую можно спрятаться. Дайте ребёнку возможность самоутверждаться через личные достижения в учёбе, спорте, увлечениях. И тогда ему не будут интересны опасные игры преступников-манипуляторов.

Вместо эпилога - несколько правил, которые нужно повторять с ребенком, как таблицу умножения:

  1. Преступник выглядит и ведёт себя, как обычный человек.
  2. Хорошие взрослые никогда не попросят помощи у детей. Даже если нужно указать направление, не позовут ребёнка проводить его до места.
  3. Разговаривать с незнакомым человеком можно, но не более 5 секунд. Этого времени хватит, чтобы сказать: «Я Вас не знаю и не буду с Вами разговаривать» или «Извините, я спешу!».
  4. Если незнакомый человек схватил и пытается тащить, кричим: «Я не знаю этого человека, вызовите полицию!».
  5. Преступник боится людей, значит самые безопасные места - общественные. Нужно бежать в магазин, аптеку, в школу и т.д., но не в подъезд (даже свой) и из безопасного места звонить родителям, чтобы приехали и забрали.

И самое главное правило, уже для родителей, - будьте внимательны и добры к своим детям. Ведь дружба в этом случае – лучшее проявление заботы.

2 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

16.03.2019 16:18   Вкусный пончик
Спасибо за статью. Очень полезно и актуально. К сожалению.
Спасибо за статью. Очень полезно и актуально. К сожалению.
Ответить
18.03.2019 18:28   Гость_Светлана
Родителям просто необходимо прочитать и запомнить эту информацию. Очень полезная статья!
Родителям просто необходимо прочитать и запомнить эту информацию. Очень полезная статья!
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных