«По слогам или по буквам»: когда начинать учить ребенка чтению?

0
27.10.2021 / Я расту!
Ваш малыш подрос, и из смешного тоддлера с пухлыми щечками превратился в дошкольника! Время пролетело незаметно, пора готовиться к школе, и заботливые родители штудируют интернет в поисках ответа на вопрос: когда учить любимое чадо читать? Нужно ли прийти в школу «читающим» или там научат? Не будет ли ребёнку скучно на уроках, если он уже будет уметь читать?
Фото: ru.freepik.com

В этой теме мы сегодня разбираемся совместно с психологом Татьяной Кузьминой (стаж работы 25 лет) и учителем начальных классов Ларисой Пинигиной (стаж работы 35 лет).

Татьяна Владимировна:  «Всему своё время!» - это высказывание как никогда актуально в случае,  когда нужно  начинать обучать ребенка чтению.
Адекватное развитие гораздо важнее опережающего! Очень важно, чтобы ребенок был готов к обучению. Связано это, прежде всего, с так называемыми сензитивными периодами в развитии детей.

Фото: Татьяна Кузьмина

Другими словами, только в соответствующий возрастной период ребенок может овладеть какими-либо знаниями и умениями. Эти периоды свойственны всем без исключения, но у каждого ребенка индивидуальны.

Знать о них следует каждому родителю, ибо они проходят безвозвратно! Важно о них знать еще и потому, что если заставлять ребенка усвоить что-либо вне соответствующего сензитивного периода, то результат будет отрицательный, либо его вовсе не будет. Поэтому не стоит обучать ребенка чтению раньше, чем он к этому будет готов.

К чему  могут  привести занятия вне таких периодов?

• Обучающие занятия, не соответствующие возрасту малыша, могут вызывать у детей психическое перенапряжение.
• Из-за перегрузки ЦНС (центральная нервная система) в ходе занятий, у детей может нарушиться сон, появиться энурез, нервный тик, заикание.

Оптимальным возрастом для обучения ребенка чтению считается период с 4 -6 лет. К этому возрасту у детей уже в достаточной мере развит артикулярный аппарат, они умеют фиксировать свое внимание на поставленной перед ними задаче. Кстати, и времени до поступления в школу предостаточно.

Как можно определить, что ребенок готов к обучению чтению:

• У ребенка не должно быть логопедических проблем.
• У ребенка должен быть развит фонетический слух. Малыш уже умеет распознавать звуки в слове.
• Он прекрасно ориентируется в пространстве. Понимает значение слов: вправо, влево, вниз, вверх.
• Малыш умеет говорить предложениями, может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать сказку.
• Он проявляет явный интерес к чтению.

Фото: Лариса Пинигина

Лариса Николаевна: Школьная программа рассчитана и на читающих, и не читающих детей. Конечно, тем деткам, которые пришли в 1 класс и уже умеют читать, намного легче заниматься. Однако при выборе - учить или не учить - я советую ориентироваться на ребёнка, индивидуально. Если ребёнок готов к чтению, например:  читает вывески на улице, обращается к родителям с вопросом - а что здесь написано, давай прочитаем, - то стоит начать обучение. Насильно заставлять, «потому что соседский Петя уже читает», точно не стоит! Можно навсегда отбить желание учиться. Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми, а также в будущем , если учитель на собрании или в приватной беседе пожурил или сделал замечание ребенку, не стоит эту информацию доносить своему чаду, нужно формировать позитивный образ школы в глазах ребёнка, не оттолкнуть от желания учиться. Будет ли скучно на уроке, если ребёнок пришёл читающим? Нет, как я уже сказала выше, программа рассчитана на всех, и пока одни изучают букву, для других детей предусмотрено задание в рабочих тетрадях, поэтому все будут заняты учебным процессом,  и скучать не придётся. Также хотелось бы отметить, если вы решили начать учиться читать самостоятельно, обратите внимание на звуки и звукопроизношение, чтобы не пришлось  переучивать детей в школе.

Фото: ru.freepik.com

5 основных методик обучения чтению

Звуковой (фонетический) метод

Это система обучения чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.

Плюсы метода

  • Этот метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется "переучиваться".
  • Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения, так как сами так учились.
  • Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
  • Логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
  • Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удоволь­ствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликли­нике.

Минусы метода

  • Это метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти - шести лет. Поскольку обучение чтению таким способом - довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано - просто бессмысленно.
  • Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.

Метод обучения по кубикам Зайцева

Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.

Плюсы метода

  • Ребенок в игровой форме сразу запоми­нает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чте­ние и логику построения слов.
  • На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний или ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напи­шет неправильно «жыраф» или «шына»).
  • Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чте­нию хоть с годовалого возраста. Но даже пя­тилетним начинать не поздно. Система не привя­зана к определенному возрасту.
  • Если ребенок не успевает за темпом современ­ных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью». Сам автор утвержда­ет, что, например, четырехлетка начнет читать уже через несколько занятий.
  • Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом.
  • Кубики Зайцева воздействуют на многие орга­ны чувств. Они развивают музы­кальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта. Благодаря разноцветным кубикам у детей развивается пространственное и цветовое восприятие

Минусы метода

  • Дети, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разо­браться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).
  • Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова. Ребенок может допускать ошибки при звуковом разборе.
  • Пособия Зай­цева достаточно дорого стоят. Или же родители сами должны сделать кубики из кусочков дерева и картонных заготовок, а это целых 52 кубика. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.

Обучение по карточкам Домана

Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.

Плюсы методики

  • Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможностью пооб­щаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.
  • У малыша будет развиваться феноменальная па­мять. Он без труда будет запоминать и анализиро­вать огромное количество информации.

Минусы методики

  • Трудо­емкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.
  • Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают про­блемы с грамотностью и разбором слова.
  • Часто малыши, которые без проблем читали слова на домашних плакатах, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.

Методика Марии Монтессори

По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

Плюсы методики

  • В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
  • Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.
  • Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
  • Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).

Минусы методики

  • Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требуют колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
  • Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
  • Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.

Методика Ольги Соболевой

Этот метод построен на "двуполушарной" работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно. В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.
   
Плюсы методики

  • В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.
  • Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.
  • Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.
  • Можно начинать учить почти с рождения.
  • Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.

Минусы

  • Нет привычной системы для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.

Надеемся, наша статья расставила все точки над «i» и у вас не осталось вопросов:  учить или не учить. Делитесь своими историями в комментариях!

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных