«В свободном полете»: стоит ли воспитывать малыша по Монтессори?

0
16.06.2019 / Я расту!
Сам играет, одевается без посторонней помощи и даже моет за собой посуду. Сторонники популярной во всем мире методики раннего развития уверены: свобода в раннем детстве – залог самостоятельности в будущем. Разбираемся, в чем плюсы и минусы знаменитой методики Монтессори.

В духе Монтессори

Сам играет, одевается без посторонней помощи и даже моет за собой посуду. Ничего удивительного, когда этими навыками владеет малыш лет пяти, но если такими достижениями своего чада делится мама трехлетки, наверняка найдутся скептики, которые лишь недоверчиво ухмыльнутся в ответ. Доброжелатели же, особенно старой формации, при виде тряпки в маленьких ручках непременно ужаснутся: «Не мать, а тиран! С малых лет ребенка в Золушку превратила!». Современные педагоги в свою очередь резюмируют: не обманщица и не тиран, а Монтессори-мама.

Последователи методики, разработанной итальянским педагогом более века назад, уверяют: в три года ребенок может быть вполне самостоятельным. Нужно лишь дать малышу достаточно свободы. Не путать с вседозволенностью! Грань между свободой по Монтессори и самоуправством обозначена очень четко. Итак, обо всем по порядку.

Всем, кто краем уха слышал или читал по диагонали о программе Монтессори, наверняка приходилось сталкиваться с несколькими распространенными заблуждениями:

  • это методика для детей с особенностями развития;
  • ее автор, Мария Монтессори, отказалась от собственного сына;
  • дети Монтессори мам предоставлены сами себе, а воспитанники Монтессори-садиков и вовсе брошены на произвол судьбы.

Спешим заверить: эти «постулаты», выхваченные из контекста и щедро приукрашенные домыслами, на деле имеют мало общего с реальными фактами.

Итак, кто же эта загадочная итальянка? Мария Монтессори стала одной из первых и самых молодых у себя на родине женщин-врачей. Ее путь как педагога действительно начался с общения с особенными детьми. В те годы, а было это в 19 веке, умственно отсталые малыши содержались в психиатрических клиниках вместе с взрослыми пациентами, и условия их существования мало чем отличались. В одном из таких заведений Мария начинала свою карьеру в качестве ассистента врача-психиатра. Она стала первой, кто попытался найти общий язык с маленькими одинокими пациентами. Своим подопечным она приносила незамысловатые игрушки: коробочки, бусины. Простые занятия буквально преобразили детей. Монтессори продолжила двигаться в выбранном направлении, будучи уже директором Ортофренического института, где проходили обучения педагоги-дефектологи, как бы их сейчас назвали. Отсюда и миф о том, что Монтессори-педагогика была разработана для детей с задержкой развития. Читаем дальше. Вскоре Мария «ушла в практику» и открыла первый детский сад, уже для обычных детей, где и продолжила совершенствовать свою методику.

Что же касается личной жизни, ею она отчасти пожертвовала науки ради. Именно поэтому со своим коллегой и возлюбленным Мария предпочла заключить лишь «гостевой» брак, а ее сын, Марио, детские годы на самом деле провел в семье дальних родственников. Вопреки предположениям злопыхателей, от ребенка она не отказывалась, регулярно его навещала, а вскоре и вовсе забрала. Если верить истории, между ними сложились очень теплые отношения, Марио в дальнейшем продолжил развивать дело своей именитой матери.

«Дайте ребенку сделать это самому»

«Помоги мне сделать это самому» - основной принцип Монтессори-педагогики. Ни уроков, ни заданий и строгих воспитателей-учителей. Здесь нет жестких рамок, а те, что есть, относятся к развивающим пособиям и идут в комплекте с разноцветными вкладышами. Стаканчики, колбочки, бусинки – все игрушки просты и направлены на формирование необходимых бытовых навыков.

Анна Бронникова, мама:

Анна Бронникова

Для развития по методу Монтессори не нужны игрушки на батарейках, мягкие игрушки, 10 машинок (достаточно одной, но максимально похожей на настоящую). Я пока еще размышляю над сортировкой игрушек. Метод направлен на развитие самостоятельности и независимости. Мне это по духу. Обустройство пространства упрощает несколько бытовую сферу. Упражнения: крупы, сенсорные коробки. Пробовали вышивать иглой толстой по картонке, но не подошло пока.

Главное условие – доступность материалов, причем, не только в плане освоения. Все пособия должны быть для ребенка в зоне досягаемости. Это, кстати, касается не только игрушек, но и всех предметов первой необходимости.

- У ребенка должен быть свой шкафчик, где у него будут лежать плавочки, носочки, платочки. Чтобы ребенок знал, где у него лежит одежда. Отдельная полка для игрушек. Не гора игрушек, сваленных в кучу, а именно полка, пусть небольшая, где будут меняться развивающие пособия. Очень многие из них можно сделать самостоятельно. Прежде всего, важно терпение. Не за ребенка собрать игрушки, а вместе с ним. Не кормить его с ложечки до трех лет, пусть он ест сам, обливается, но ест. Эту систему, если копнуть глубже, Монтессори вовсе не сама придумала, она просто собрала лучшие идеи и принципы воспитания, - объясняет директор читинской сети детских садов «Маленькая страна» Екатерина Борисова.

Екатерина Борисова

Пару лет назад «Маленькая страна» приросла новым «регионом» - в Чите открылся первый Монтессори-центр с лаконичным названием «Я». В непринужденной обстановке малыши в возрасте от года до трех лет здесь учатся быть самостоятельными. Все, что для этого нужно - обученный педагог и подготовленная среда.

Что касается педагога, он в системе Монтессори выполняет роль советчика и наблюдателя. Его задача - показать ребенку, как работать с тем или иным пособием и добиться того, чтобы ребенок повторил это сам.

Фото из официальной группы Монтессори центра «Я»

Пространство в Монтессори подразделяется на несколько зон: упражнений практической жизни, работы с сенсорными материалами, для детей более старшего возраста – зоны родного языка, математики и формирования представлений об окружающем мире.

Фото из официальной группы Монтессори центра «Я»

Первая зона – упражнений практической жизни - самая привлекательная и доступная для детей до 4 лет. Именно там ребенок может почувствовать себя взрослым. Развивающие материалы в этой зоне повторяют обычные предметы обихода, но в более доступном для детей формате. Здесь малыш учится готовить свои первые, пусть и игрушечные блюда, убирать за собой, ухаживать за своим жизненным пространством, заботиться об окружающей среде.

Фото из официальной группы Монтессори центра «Я»

- Совсем маленькие детки просто переливают, пересыпают. Потом уже ставим мерные стаканчики, чтобы у них цель была – пересыпать вот до этой полосочки. Они тренируют глазомер, тренируют руку. В дальнейшей жизни ребенок сам себе нальет сок, не разольет, а если и разольет, то возьмет тряпочку и вытрет. Когда к нам приходят впервые, ребенок пролил что-то, мамочка сразу бежит за тряпкой. Мы останавливаем: дайте ребенку сделать это самому. Пусть он размажет воду, но вы скажете ему: «Молодец, у тебя все получилось»! Если взять нашу старую педагогику, годов 50-х, 60-х, там как раз все эти принципы были. Сейчас что-то из этого тоже присутствует в старших группах, но в большинстве своем мы стараемся беречь детей, потому что они у нас еще маленькие. В Монтессори есть сенситивные периоды. В 2,5 года, например, у ребенка очень развит период самостоятельности. Если в это время его приучить к порядку, он будет аккуратным всю жизнь. У нас детки 2,5 лет, которые к нам уже год отходили, убирают за собой игрушки. Можно это делать и дома, но будет немного сложнее, это для очень трудолюбивых мам. Например, ребенку нужен доступ к воде. В этом возрасте он уже может посуду за собой мыть. Должна быть маленькая табуретка, и мама рядом, либо маленькая раковина. Если вы хотите вырастить самостоятельного ребенка, то его к этой самостоятельности нужно приучать уже с полутора лет, а не в 5,7, когда он уже не будет этого воспринимать,- говорит Екатерина Борисова.

Фото из официальной группы Монтессори центра «Я»
Фото из официальной группы Монтессори центра «Я»

Не сорванец и хулиган, а мамин помощник

Всего в системе Монтессори насчитывается 6 сенситивных периодов, проще говоря, временных промежутков в определенном возрасте, когда ребенок легко и с большим интересом постигает новые навыки. Считается, что именно до трех лет ребенка проще приучить к порядку.

Период речевого развития, к примеру, длится до 6 лет. Практически одновременно с ним идет период восприятия маленьких предметов, как раз в это время нужно активно развивать мелкую моторику, ведь во многом благодаря этому ребенок может заговорить раньше, речь его будет более четкой. Для домашних игр прекрасно подойдут сортеры, роль которых может выполнять обычная коробка с отверстиями, бутылочки с узким и широким горлышком. Крупы, макароны, покрашенные в яркие цвета, бусины разного диаметра можно погружать в эти отверстия, сортировать по свойствам и просто перебирать маленькими пальчиками.

Главное в данном случае – комплексный подход. Педагоги рекомендуют не ограничиваться определенными играми, а постараться создать дома подходящее пространство. Понятно, что полностью повторить Монтессори-среду со всеми ее зонами и уголками у себя дома нереально. Но создать условия, в которых ребенок сможет легко удовлетворять потребность познавать мир – задача вполне выполнимая.

Например, приобщать малыша к домашним делам: вместе готовить, поливать цветы, кормить кота, подметать пол. А если «вооружить» маленького помощника, например, маленьким веничком и совком – благо, в детских магазинах такой утвари полно – он и горы свернет. Для настоящей Монтессори-мамы ее ребенок – не сорванец и хулиган, а помощник.

Светлана Леда методиками раннего развития детей заинтересовалась, когда сама стала мамой. Тогда же твердо решила воспитать дочь творческим, мыслящим, а главное - счастливым человеком. Интерес перерос в профессию. Тогда же Светлана познакомилась с системой Марии Монтессори. Как педагога и как маму методика заинтересовала, прежде всего тем, что основные ее принципы базируются на развитии личности ребенка, любви и уважении к нему.

Светлана Леда, мама и педагог раннего развития:

Светлана Леда

Я неидеальная мама и, в целом, меня нельзя назвать Монтессори-мамой. Бывает, могу поругать своих детей или в спешке не дать им сделать что-то самостоятельно, лишить их права выбора. Но потом я не делаю вид, что ничего не произошло. Я всегда прошу прощения у детей, если погорячилась и грубо разговаривала с ними. Объясняю, что я чувствовала в тот момент. Дети знают, что я могу быть уставшей, грустной, не в ресурсном состоянии. Многие путают «свободу Монтессори» со вседозволенностью. Это совершенно не так. Я позволяю своим детям прыгать по лужам, лежать на траве, бегать, но не позволю переходить границы других людей, то есть совершать то, что может причинить другому человеку моральный или физический вред. Развивающая среда у нас дома присутствует. Хотя не в таком идеальном виде, как на картинках. Все для творчества у нас находится на том уровне, чтобы ребенок мог достать. Хотя некоторые предметы на верхних полках в целях безопасности, потому что есть младший сын. Я к любой методике отношусь без фанатизма. У дочки есть свои поварешки, посуда для приготовления. Мы убираемся вместе. Готовим вместе. Многие пособия я мастерю сама по аналогии с пособиями М.Монтессори. Дочка любит придумывать игры с крупами и разными камешками, пока я готовлю. Сыну тоже начинаю давать играть с мелкими предметами. Дочка у меня много играла с крупами, мелкими предметами, мы с ней вместе во время прогулки исследовали наощупь разные явления природы: трогали кору деревьев и листья, капельки дождя и снег, изучали лужи на предмет глубины, ширины и т.д. Если мы выходим на прогулку, то я не говорю каждые пять секунд: «Туда не лезь, это не трогай, к луже не приближайся, брось грязный камешек». Это все ребенку нужно делать, ему надо исследовать мир, нельзя гасить его естественный интерес и вечно подавлять инициативу. Много разговариваю с детьми. Но это получается естественно, а не потому, что я так прочитала в книгах. Многие мамы являются Монтессори-мамами и даже не подозревают этого. Для меня самая главная задача - это соблюдать золотую середину: позволить детям быть естественными и при этом помогать им развиваться самостоятельно. Я стараюсь следовать этому принципу и в воспитании своих детей и при составлении занятий. Всегда стараюсь заинтересовать. Например, ребенка гораздо легче научить читать, когда у него самого появится потребность в этом, а не когда мама сказала, что нужно. А еще очень, очень важно за собой следить, воспитывать себя. Гармоничная мама, хорошие отношения родителей - это все гораздо важнее комнаты, обустроенной по Монтессори.

Методика не для всех родителей     

Несмотря на то, что на принципах Монтессори за рубежом выросло не одно поколение вполне успешных граждан, в России к этой системе многие все еще относятся с недоверием. Чрезмерная, по мнению некоторых читинцев, самостоятельность и излишняя свобода пришлись по вкусу далеко не всем. Именно поэтому отзывы о Монтессори-садиках не однозначные. Методика эта подходит для всех детей, но не для всех родителей, - считает Екатерина Борисова.

- В 2013 году я ездила на стажировку в Швейцарию, посещала там Монтессори-сады. Тогда я поняла, что это пока не совсем для нас. Там заложена определенная философия, которую у нас далеко не все поймут и поддержат. К нам приходят некоторые родители и говорят: «Как же так, ребенок ведь такой маленький, а у вас столько мелких предметов!». А ведь именно до трех лет все эти предметы нужны для развития мелкой моторики, а потом уже – нет. А у нас на всех конструкторов с мелкими деталями написано – старше трех лет. Поэтому мы упускаем период.

Несмотря на явные плюсы, методика эта, как, впрочем, и все в нашем мире, имеет свои недостатки. Один из принципов Монтессори заключается в следующем: пока ребенок занимается с развивающим материалом, другие дети не должны ему мешать. С одной стороны малыши с ранних лет понимают, что у каждого есть личное пространство и учатся уважать чужой выбор. С другой - по мнению ряда экспертов, выпускники Монтессори-садиков попросту не умеют дружить со сверстниками, играть в коллективные и сюжетно-ролевые игры.

Еще один относительный минус, но уже для педагогов и родителей -затратность методики. При всей своей простоте и элементарности пособия и оборудование развивающих зон – стоит недешево. Отчасти именно поэтому даже частных детских садов Монтессори в России не так много. Достойную альтернативу итальянской методике нашли педагоги читинского садика №99. Уже 7 лет со своими воспитанниками они занимаются по системе нашего соотечественника, в прошлом инженера-физика, Вячеслава Воскобовича.

В начале 90-х, когда в стране кипели совсем не детские страсти, а купить качественный развивающий материал было практически невозможно, да и не на что, он самостоятельно разработал серию игр. Они оказались настолько хороши, что вскоре стали основой для создания полноценной обучающей методики, направленной на всестороннее развитие ребенка.

Юлия Рябова

- В детском саду есть замечательная развивающая комната «Фиолетовый лес». Оказавшись в ней, невозможно удержаться от желания потрогать все, что тебя окружает. Знакомая нам с детства подушка со шнуровкой превращается в занимательное увлечение. Вот, «Счетовозик» везет сказочного героя в страну арифметики  и рассказывает о цифрах. «Игровизор» тренирует руку ребенка для письма и знакомит с миром букв. «Геоконт» с помощью маленьких резиночек знакомит ребенка с основными  геометрическими фигурами. «Квадрат Воскобовича» тренирует мелкую моторику, развивает мышление, сенсорные способности, умение конструировать.  Это целая страна игр для познания мира вокруг, мира внутри себя. Ребята, которые занимаются по методике, быстрее сверстников выполняют математические операции, рано начинают читать, умеют выполнять творческие занятия и логически мыслить, могут концентрировать внимание и обладают хорошей памятью, - отмечает пресс-секретарь Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» Юлия Рябова.

Приучать малыша к самостоятельности по «Монтессори» или развивать интеллектуальные способности, играя в «Квадрат Воскобовича» - выбор остается за родителями. На просторах глобальной сети вы найдете массу информации об этих методиках и добром десятке других программ раннего развития. Большинство современных мам не ограничиваются изысканиями одного автора, а заимствуют у каждого из них идеи, которые подходят именно им. Не важно, какой методике следовать и следовать ли вообще, главное, чтобы ребенку было интересно, легко и комфортно. 

Комментарии (0)
Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Добавить комментарий
Поиск
Вход
Имя пользователя