“А голову ты дома не забыл”: что делать, если у ребенка жесткий педагог?

0
Воспитатели и учителя бывают разные, как и все остальные люди. Поэтому жесткость или даже жестокость в воспитании и преподавании могут появиться у кого угодно. Как защитить ребенка и как отличить норму от патологии в поведении воспитателя, поговорили с психологом, травматерапевтом, специалистом по метафорическим ассоциативным картам Юлией Седых.
Фото: предоставлено Юлией Седых

- Как быть, если у ребенка жёсткий учитель или воспитатель?

- Как психолог, я считаю, что самая экологичная стратегия в таком случае – это сменить класс или группу. Особенно это критично для детей дошкольного и младшего школьного возраста, психика которых только формируется и очень уязвима.

Авторитарный педагог является для ребенка источником хронического стресса. Малыш еще не умеет фильтровать критику и все воспринимает буквально: жёсткость воспитателя он считывает как прямое послание «со мной что-то не так, здесь меня не любят». Это бьет по самым основам – по самооценке и чувству безопасности, что может вылиться в тревожность, неуверенность в себе и сложности в коммуникации с теми, кто старше или выше по статусу.

Я прекрасно понимаю, что перевод не всегда возможен или на него может потребоваться время. Пока этот процесс идёт, важно создать для ребенка максимальную поддержку дома.

Рекомендую начать с самого главного – с признания его чувств. Просто скажите: «Я вижу, как тебе тяжело, и я с тобой. Давай разберемся вместе». Эта фраза дает ребенку опору и понимание, что он не один. Затем постарайтесь мягко отделить эмоции от фактов. Аккуратно расспросите, что именно произошло, что сказала или сделала учительница. Это поможет понять реальную картину.

Следующий шаг – разговор с педагогом. Здесь крайне важно подойти не с обвинениями, а с позиции союзника, который ищет подход к своему ребенку. Можно сказать: «Я переживаю, что моя дочь стала бояться уроков. Давайте подумаем, как мы можем помочь ей почувствовать себя увереннее?» Иногда учитель просто не осознает, как его слова отражаются на конкретном чувствительном воспитаннике.

И наконец самое важное – это работа с восприятием самого ребенка. Важно объяснить ему, что поведение взрослого – это не оценка его личности. Иногда взрослые могут ошибаться, срываться, и это скорее говорит об их усталости и особенностях характера, а не о том, что ребенок плохой.

- На что следует обратить внимание в такой ситуации?

- Дети по-разному реагируют на одну и ту же среду: для кого-то повышающий голос педагог — это просто фон, а для чувствительного ребенка — источник постоянного страха. Поэтому в такой ситуации важно отслеживать эмоциональное состояние ребёнка. 

Нужно обратить внимание, в первую очередь, на резкие изменения в поведении и самочувствии. Если общительный ребенок неожиданно становится замкнутым, молчаливым или проявляет несвойственную ему вспыльчивость — это явный сигнал. Тревогу должно бить и стойкое нежелание идти в школу или в сад, особенно если раньше такого не было. Если утром у ребенка перед выходом из дома регулярно болит голова или тошнит – это может быть чистейшей воды психосоматика, так тело реагирует на сильные переживания и нежелание попадать в травмирующую ситуацию.

Не менее важны вербальные сигналы. Если вы слышите от ребёнка фразы вроде «я тупой», «у меня никогда ничего не получается», «я не смогу» — это говорит о резком падении самооценки. Может пропадать интерес к учебе и играм, изменится аппетит и сон.

Заметив такие изменения, нельзя списывать их на лень или возраст. Важно понять истинную причину. Если проблема в атмосфере, создаваемой педагогом, необходимо принимать меры. Начать диалог с учителем, привлечь школьного психолога. Если не поможет — обращаться к администрации учебного заведения, рассматривать возможность перевода в другой класс.

- Как понять, где строгость, а где начинается жёсткость?

- Хороший и важный вопрос. Давайте сразу обозначим: здоровая строгость необходима. В классе, полном энергии и разных характеров, рамки нужны, чтобы дети чувствовали себя защищенными и знали правила.

Проблема в том, что мы иногда путаем понятия. Кто-то видит жесткость в том, где ее нет — например, в справедливом требовании положить телефон учителю на стол во время урока. А кто-то, наоборот, из лучших побуждений оправдывает реально травмирующее поведение педагога фразой: «Нас тоже так воспитывали, и ничего, как-то выросли».

Чтобы понимать, где эта грань, я предлагаю простой и четкий ориентир: спросите себя, ради чего действует педагог? Если ради порядка и развития ребенка — это строгость. В таком случае есть ясные, предсказуемые правила, уважение к достоинству ученика.

Если ради власти или снятия собственного напряжения — это жесткость, которая выражается в подавлении ребенка. Крик, оскорбительные прозвища, любое физическое воздействие — это не педагогические методы, а эмоциональная разрядка взрослого за счет того, кто не может дать сдачи. Такие действия не учат ничему, кроме страха и стыда, и наносят вред психике ребенка.

Коротко говоря: строгость строится на уважении, а жесткость — на унижении и подавлении. Если после действий педагога ребенок понимает правила, но не теряет чувство собственного достоинства — все в порядке. Если же он чувствует себя запуганным, униженным — это тревожный знак, на который нельзя закрывать глаза.

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных