«Будь готов!»: как оценить готовность ребенка к школе

1
Все мы разные с самого рождения. Кто-то излишне эмоционален, кто-то физически более активен, а кто-то молчалив и степенен. Поэтому в такой важный этап взросления как школа, дети входят по-разному и возрастная градация в 7 лет не играет особой роли. «Гуранка» разбирается с психологом в том, как оценивать готовность ребенка к школе.
Фото: cdn.photosight.ru

Готовность номер раз

До старта нового учебного года осталось совсем ничего, и многие мамы будущих первоклашек начинают переживать, что дети не справятся с учебой. 

Но давайте по порядку. Самый главный показатель готовности детей к школе это не умение читать и считать. Гораздо более важно, стремится ли ваш ребенок к познанию нового, развита ли у него моторика и как он справляется с эмоциями. А еще очень важно, чтобы ребенок умел слушать взрослых и не терялся в коллективе.

Татьяна Бондаренко, психолог, методист Комитета образования Читинского района:

Татьяна Бондаренко,

«Необходимо знать и учитывать готовность ребенка к обучению в школе по основным видам.

  • Мотивационная готовность: наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения, стремление к приобретению знаний, желание их получать;
  • Готовность в сфере развития кругозора: это связано с элементарными знаниями. Нужно иметь представления о своей стране, праздниках, времени, растениях, погодных явлениях, животных, форме, пространстве, величине;
  • Готовность в сфере познавательных процессов: нужно, чтобы ребенок мог концентрировать внимание, умение запоминать, сравнивать, выделять существенное и обобщать;
  • Коммуникабельная готовность: предполагает умение ребенка устанавливать контакты с детьми, работать в группе. Но здесь хочется отметить, что есть детки, которым комфортно работать индивидуально, и это тоже хорошо. Всегда должен быть выбор. Это залог успешной работы;
  • Готовность в сфере культурных норм: это связано с умениями и навыками самообслуживания, этических норм поведения в обществе;
  • Личностная готовность: предусматривает формирование самооценки (завышенная самооценка в этой возрастной категории только плюс), представление себя во времени (в прошлом, в настоящем и будущем), оценивание своих прав и обязанностей, ответственность за свои поступки и действия (что хорошо, что плохо, как лучше поступить);
  • Эмоционально-волевая готовность: формирование самостоятельности, дисциплинированности, инициативности, а также умение сдерживать свои эмоции».
Фото: blog.ide.k12.tr

Огромное количество детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень подготовки. Кто-то «стреляет» сразу: быстро соображает, аккуратно пишет и «организует» весь класс. Кому-то требуется время, чтобы просто адаптироваться к новым условиям – принять учителя и найти друзей. В это время родителям важно верить в успех своего ребенка и вселять уверенность в него самого, уверяет Татьяна Бондаренко. Можно и нужно проверять, наставлять, обучать… главное не переусердствовать с этим.

«Я убеждена, что трудности и проблемы есть в любом возрасте, в каком бы классе ребенок ни обучался или даже ВУЗе, но все эти трудности и проблемы могут стать всего лишь ситуацией, которую можно решить, если есть надежный тыл, а это, конечно, семья! Там, где умеют принимать, поддерживать, где ты будешь услышан- всегда царит доверие, а это в свою очередь является ключиком для решения и предотвращения различных проблем.

Для ребенка нужно просто знать, что мама и папа рядом, что всегда есть возможность подойти спросить, попросить, рассказать, пожаловаться, поплакать и т.д. А роль родителей заключается в том, чтобы сформировать самостоятельность, и в тоже время научить ПРОСИТЬ, объяснив, что в этом нет ничего плохого. Хотя из практики наблюдаешь, что именно это является большой проблемой. Не только дети, но и взрослые не умеют просить. Даже можно рассмотреть ситуацию на уроке: ребенок не понял тему, можно попросить у педагога, чтобы объяснили еще раз, но чаще всего ребенок смолчал, пришел домой, в лучшем случае рассказал и попросил помощи у родителей, а в худшем просто пропустил этот кирпичик в фундаменте (ассоциативно).

Все наши навыки конечно приобретаются в семье. Я всегда сравниваю ребенка с деревом! Корневая система - семья, а ствол и крона — это окружение ребенка (детский сад, школа и т.д.). Ствол и крона формируется в процессе самостоятельной жизнедеятельности ребенка. Но какой будет личность, это, конечно, зависит от корневой системы!».

Моторика всему голова!

Фото: www.fun-edu.ru

Выводить первые буквы - все равно что учиться ходить – усилия огромные, а ловкость страдает. Поэтому развивать мышцы рук – задача номер один для родителей дошколят. Рисуйте пальчиками везде, где только придумаете. Перебирайте крупы, насаживайте бусины и собирайте ягоды. Вырезайте из бумаги, собирайте спички или палочки и лепите из пластилина. И не забывайте, что вместе со взрослыми заниматься гораздо веселее.

Также важно развивать внимание и речь. Предложите ребенку в журнале или книге на одной из страниц подчеркнуть карандашом все буквы «А», стараясь не пропускать их (затем задание можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «К», подчеркнуть все буквы «О»). Для развития внимания также нужно учить ребенка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать и рисовать. Спросите, что изменилось в комнате после уборки. Поиграйте в ассоциации или составьте рассказ о будущем путешествии (озвучивайте предложения по очереди). Для развития мышления полезно разгадывать и составлять ребусы, рисовать комиксы, составлять из геометрических фигур картинки.

Фото: rometheme.net
  • Для развития эмоциональной сферы чаще рассказывайте о собственном настроении. При чтении сказок, просмотре фильмов спрашивайте у ребенка, что чувствуют герои, какое у них настроение;
  • Для повышения самооценки учите ребенка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный как вы его любите. Но не сравнивайте с другими детьми. В любом деле настраивайте на достижение результата, на то, что рано или поздно все обязательно получится;
  • Для развития мотивации на учебу почаще делитесь с ребенком личными воспоминаниями. О том, как было интересно и весело, сколько было интересных уроков, походов и экскурсий. О том, что нашли самых верных друзей. Рассказывайте про школьную жизнь как можно больше подробностей – это успокоит ребенка и поможет ему легче адаптироваться. 
1 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

21.07.2020 06:38   Гость_Эржена
Мы на следующий год идём в 1 класс. Я боюсь, если честно
Мы на следующий год идём в 1 класс. Я боюсь, если честно
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных