«Грамоты, кубки, награды». Зачем надо собирать портфолио для ребёнка (и надо ли)?

0
Многие родители собирают разные грамоты, благодарственные письма, разные другие награды и даже все рисунки и поделки своего ребёнка и не только по собственному желанию, но и потому, что им «говорят, так надо». Говорят в детском саду, в школе. Но на самом деле, есть ли необходимость в таком портфолио? Какая от него польза? И как много мам собирают его? «Гуранка» разбиралась в этом материале.

Для начала мы узнали мнения читинок.

Валентина Вершинина

Дочери собирала с детского сада, начиная от рисунков, заканчивая грамотами.

Сейчас дочь заканчивает 9 класс, в школе про портфолио ни разу не спросили, собираю для себя! Сыну 4 года, тоже собираю!

Объясню, я – нумеролог. У моих детей 1 тип восприятия, им нужно чтобы их хвалили, ими восхищались. У дочки глаза горят, когда она видит какую-то поделку из сада: «Мама, ты это хранишь!». Видно, что ей приятно. Сын в это время берет свою папку и говорит, что его рисунки мама тоже хранит.

Наталья Толпыгина

Собирала портфолио дочери, конторе очень пригодилось. Дочь занималась художественной гимнастикой (кмс), училась с первого класса на «отлично».

Собирали все грамоты! Правильно составили портфолио, оформили и выиграли губернаторскую премию «Будущее Забайкалья», которая была учтена при поступлении. Сейчас учится на первом курсе Забгу (регионоведение/китаистика) на бюджете!

Я сама работаю в школе учителем. Всегда говорю детям и родителям о том, что нужно помогать и подталкивать ребёнка к победам! И очень важно в наше время правильно собрать и обработать информацию.

Елена Макиенко

У меня мама хранит всё моё от садика, школы и университета.

Со школы мало что пригодилось в университете. Больше всего принимались к рассмотрению дипломы, благодарственные письма, статьи, грамоты, полученные в самом ЗабГУ во время учёбы. Их переводили в баллы и выплачивали дополнительную стипендию.

Сейчас начинаю собирать грамоты и благодарственные письма дочери . Считаю, что это нужно и необходимо для личностного роста ребёнка.

Ксения Егорова

По личному опыту – школьное портфолио мне не пригодилось от слова совсем. Кроме меня и родных его никто не смотрел. Никто и не просил.

А вот когда училась в колледже – на последних курсах нужно было обязательно брать портфолио на все экзамены и зачёты. Если его нет или оно скудное, могли снижать оценку на балл. Мне не снижали, но я очень негативно относилась к этому. Оценка должна ставиться согласно знаниям по определённым предметам и компетенциям, а не за участие во всяких конкурсах а-ля «английский для всех» и первое место по бегу среди СУЗов.

Вот ещё несколько комментариев (авторы скрыты) мам к нашему вопросу «Собираете/собирали ли вы портфолио для ребёнка и пригодилось ли оно?» в одном из читинских сообществ во ВКонтакте.

Таковы мнения читателей. А что скажут эксперты?

Мы обратились за комментарием в Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, а также задали несколько вопросов представителям учебных заведений.

Алена Валерьевна Орлова, заместитель директора по УВР начальной школы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48» города Читы

При поступлении в нашу школу мы не требуем портфолио. Хотя, чтобы лучше узнать ребёнка, насколько он активен был в детском саду, чтобы привлекать его в дальнейшем к участию в различных конкурсах, я думаю, можно было бы.

В портфолио могут входить грамоты, благодарности, подтверждающие успехи ребёнка, табели успеваемости, творческие работы, рисунки, поделки, фотографии.

Вообще, портфолио – это личные достижения ребёнка, и прежде всего оно необходимо самому ребёнку для повышения его самооценки, для развития его потенциала. А для родителей это, конечно, предмет гордости! Совместное создание портфолио - это ещё и лишний повод сближения родителей и их детей!

При поступлении в ВУЗ, ценится не само портфолио, а достижения обучающегося в различных областях, которые могут добавить баллы по решению приемной комиссии.

Из личного опыта, как матери, скажу.

Дочке собирали портфолио все 9 лет, она училась в нашей школе. Это была моя личная инициатива. Дочь перешла в школу №4, а там даже не взглянули. Мы продолжали его собирать. Она поступила в Томский университет, там тоже никто не спросил. Лежит теперь, интересно иногда посмотреть, где участвовала, грамоты за что получала и так далее.

Сыну тоже собирали портфолио (он тоже учился в нашей школе). После окончания школы он имел звание «Кандидат в мастера спорта» по плаванию, что дало ему лишних 3 балла при поступлении в ЗАБГУ, туда мы предоставляли портфолио с грамотами, благодарностями, медалями, фотографиями и так далее. Сын учится сейчас в магистратуре ЗабГУ, до сих пор он собирает портфолио, что помогает ему для начисления рейтинговой стипендии. Поэтому, всё-таки считаю, что портфолио нужная вещь для ребёнка!

Ирина Рафаэльевна Казарян, заведующая кафедрой управления персоналом ЗабГУ, доцент, кандидат политических наук

В данный момент при поступлении в ВУЗ оцениваются показатели ЕГЭ, которые, согласно набранным баллам, определяют дальнейшую специальность и направление обучения абитуриента. Наличие портфолио, содержащее школьные грамоты, дипломы, медали и иные поощрения прямого влияния на поступление в ВУЗ не имеют за исключением полученных номинантами дипломов, грамота в региональных и межрегиональных олимпиадах, за которые начисляются дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ.

В случаях, когда портфолио имеет определённую важность, исходя из направленности выбранной специальности (направления профессиональной деятельности) и расставляются акценты его значимости. Но, учитывая, что ВУЗ предполагает многоаспектность обучения и всестороннюю развитость студентов, то научная деятельность должна быть не узкой специальностью, а дополняться и творческой составляющей жизни студентов.

Учитывая образовательную специфику любого ВУЗа, участие студентов в различных спортивных мероприятиях, представляющих честь ВУЗа, олимпиадах, научных слётах, творческих кружках, направленных на выявление и раскрытие потенциала заинтересованных студентов, волонтёрская деятельность в рамках помощи нуждающимся и оказания содействия в проведении праздничных мероприятий, дней чистоты, поощряется вручением дипломов, грамот, а при хорошей учёбе – государственной стипендией, отличной учёбе – рейтинговой стипендией, повышенной стипендией, именной стипендией им. Н.Г. Чернышевского, в отдельных случаях, за особые достижения – Президентской или Правительственной стипендией. Также за отличную учёбу действует рейтинговая система перевода студентов платного образования на бюджет.

Фото: ru.freepik.com

Комментарий Министерства образования и науки Забайкальского края:

Портфолио является формой представления индивидуальных достижений ребёнка. Оно позволяет учитывать результаты, достигнутые как в ходе учебной деятельности, так и в других сферах жизни: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой.

Имеет ли портфолио какую-то юридическую силу, значимость?

В России действуют Федеральные государственные стандарты образования. Это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Согласно этим документам образовательные программы должны содержать систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся, одним из таких систем является формирование портфолио учащегося.

В настоящее время нет единого юридического документа, который бы определял общие требования по формированию портфолио, а также необходимости предоставления его в образовательные учреждения различного уровня. Однако образовательные учреждения вправе разработать локальный правовой акт, например положение или приказ, в котором будут определены порядок формирования, структура и использования портфолио, как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребёнка.

Что оно даёт, как может пригодиться?

Портфолио помогает решать важные задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию ребенка;
  • поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
  • поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
  • укреплять взаимодействие в семье ребенка, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) и другие.

При формировании портфолио участвуют: ребёнок, родители, воспитатели/педагоги.

Образовательные учреждения сами устанавливают порядок использования предоставленных портфолио. При этом многое зависит от уровня диплома или грамоты, например диплом региональной/Всероссийской олимпиады или грамота учреждения за хорошее воспитание.

Отметим также, что в настоящее время Министерство просвещения Российской Федерации прорабатывает вопрос о создании цифрового портфолио, которое будет содержать сведения обо всех достижениях ученика, в частности, информацию о победах в предметных олимпиадах и конкурсах. В портфолио также будет создан раздел, посвященный успехам, которых добился ученик вне школы. Все это необходимо для того, чтобы выпускники 11 классов смогли предоставить свою «цифровую биографию» и получить право на дополнительные баллы при поступлении в высшее учебное заведение.

Имеют ли право в школе требовать от родителей портфолио из детского сада при зачислении ребёнка. Также имеют ли право в ВУЗах, СУЗах требовать портфолио из школы?

Образовательные учреждения не вправе требовать от родителей портфолио на ребёнка. Формировать и предоставлять портфолио – решение добровольное.

Может ли отсутствие портфолио сказываться на оценках учащегося?

Образовательные учреждения не вправе требовать предоставления портфолио, тем более учитывать его наличие или отсутствие при оценивании знаний и навыков ребёнка.

Конечно, вывод каждый родитель сделает для себя сам – собирать портфолио ребёнку или нет. Главное помнить, что требовать его не могут, и не всегда оно пригождается. Но, в то же время, подтверждение успехов ребёнка может и сослужить хорошую службу.

А что вы думаете о портфолио? Собирали своему ребёнку? Пригодилось?

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных