Маркеры школьного буллинга: как понять, как вовремя распознать и что делать?

0
Начались школьные деньки и снова стала актуальной тема буллинга. Она затрагивает как ребёнка, так и взрослых вокруг него. В статье мы рассказали, как действовать родителям и каким образом лучше поддержать своё чадо в этой ситуации. Специалист студии “Пси-сервис”, психолог Анна Сивова - о проблеме буллинга: что делать, если ребёнка травят в школе, или он сам проявляет агрессию.
Фото: Анна Сивова. Предоставлено Анной Сивовой

Так много говорится о том, как помочь и распознать жертву, и почти ничего не говорят о том, что агрессор-то и сам нуждается в помощи. Это важно понимать, чтоб искоренить явление школьных издевательств эффективнее, быстрее, устраняя причину, но не симптомы.

Так, например, у детей, затеявших агрессию, есть проблемы с эмоциональным интеллектом, например, они не умеют распознавать свои эмоции, как следствие не разбираются в эмоциях других людей,  испытывают дефицит удовольствия от жизненных ситуаций, часто имеют эмоционально холодных или жестоких родителей. При этом не обязательно семья неблагополучная. Свою эмоционально-волевую сферу ребёнок может плохо регулировать, в связи с этим  мучается от перепадов настроения с преобладанием отрицательных эмоций и чувств.

Специалисты Московского Городского психолого-педагогического центра составили список маркеров, на которые нужно обратить внимание учителю:

  1. «…Одноклассники придумывают для одного из учеников «смешное» прозвище и обращаются к нему только так.
  2. Одноклассники отказываются садиться за одну парту с конкретным учеником, не хотят с ним работать в одной команде, поделиться с ним учебником, школьными принадлежностями, когда он что-то забыл взять на урок.
  3. Ученик, ранее успешный в учебе, теперь боится выходить к доске, участвовать в устных опросах. Любые его ответы вызывают насмешки и обидные комментарии одноклассников. Такие ситуации носят не единичный характер, а наблюдаются регулярно.
  4. На переменах ученик чаще стоит один в стороне, не общается с одноклассниками, а если и пытается включиться в общую игру, то постоянно получает отказ и насмешки вслед.
  5. Ранее активный ученик пытается отказаться от участия в делах класса, перестает посещать экскурсии, участвовать в командных соревнованиях и т.д.
  6. В ситуации конфликта одноклассники регулярно обвиняют во всех бедах одного и того же ребенка. Что бы ни случилось, всегда виноват именно он.
  7. Одноклассники распускают о ребенке сплетни и слухи, порочащие его имя.
  8. В ситуации противостояния силы неравны, и против ученика, как правило, выступает группа одноклассников.
  9. Вышеперечисленные события происходят в присутствии других ребят, которые либо молча наблюдают, либо поддерживают происходящее…».
Фото: vev.ru
  • Снижение успеваемости, нежелание посещать школу без объяснения причин
  • Ухудшение физического состояния (тошнота, головокружения, нарушения сна, аппетита, энурез, проблемы с весом, как в сторону ожирения, так и резкое похудение, разнообразные неврозоподобные, тревожные и депрессивные состояния, перепады настроения)
  • Снижение самооценки и уровня притязаний
  • Причинение физического вреда самому себе (признаки суицидального поведения, суицидальные речи, мысли)
  • Аффективные вспышки (истерики, агрессивные выкрики, плач и т.п.)
  • Уединение, отказ от общения как со сверстниками, так и с членами семьи.
  • в семье которых есть явление гиперопеки;
  • с высоким уровнем тревожности;
  • с плохими оценками;
  • с заболеваниями, особенно такими, которые проявляются внешне;
  • с выделяющейся неклассической  внешностью (большие родимые пятна, необычный тип фигуры и т.п.);
  • другой национальности, беженцев;
  • замкнутых, не умеющих вступать в контакты со сверстниками.

Обязательно донести подробно и настойчиво информацию любым взрослым – педагогам, родителям, несмотря на то, что последним может быть некогда или неинтересно. Важно привлечь внимание как можно большего круга взрослых защитников.

  1. Научиться управлять своими эмоциями, сохранять выдержку и спокойствие, потому что главная цель агрессора зачастую – получить эмоции (горе, гнев, печаль, страх и т.д.), а если реакции у жертвы нет, мало удовольствия от травли и придётся её прекратить.
  2. Все ответы обижающей стороне, если уж не удаётся уклониться, должны быть нейтральными и как-будто безразличными по типу «Ну и что…», «Меня эта информация не интересует».
  3. Игнорировать нападающих, «забанить», «заблокировать» если травля онлайн, но сообщения обязательно сохранить как скриншот, чтобы иметь доказательства и звать на помощь.
  4. Также можно поступить и при очном буллинге – включить и записать на диктофон. Это можно сделать, как тайно, так и открыто, говоря, например, «что сейчас я всё гружу в сообщение классному руководителю/родителям, родственнику из полиции…»
  5. Можно сделать вид, что позвонил кто-то из взрослых – родитель, учитель, родственник, педагог из кружка и др.
  6. Иногда помогает самоирония, когда жертва как бы встаёт на сторону агрессора и посмеивается над собой, но для правильной ее подачи требуется достаточная уверенность и харизма, поэтому сработать у ребенка может не всегда. Так, может подойти фраза такого типа: «Слушай, ты права, с этими волосами одна морока, настоящий электровеник… А ты, кстати, чем пользуешься, хоть посоветуй…»

 На заметку ребёнку и взрослым есть отличный федеральный сайт травлинет.рф 

Фото: www.b17.ru
  • Интересоваться школьной жизнью и отношениями со сверстниками у ребёнка искренне и регулярно.
  • Нельзя обесценивать проблему или говорить, что, мол, сам виноват. Если ребенок в это поверит, снижается самооценка, увеличивается риск суицида. Если не поверит – испортятся ваши с ним доверительные отношения, может появиться агрессия.
  • Выслушивать ребёнка до конца, вникать в проблему, как бы не отвлекали бытовые дела, пытаться понять эмоции и чувства ребёнка, говорить об этом, задавая открытые вопросы, чтобы обиженный мог высказаться, разделить свою боль.  Быть на стороне ребёнка.
  • Общаться с семьёй агрессора и ребёнком, причинившим вред лучше только через школу, дабы избежать усиления конфликта.
  • Донести ситуацию до сотрудников школы, желательно не по телефону, задокументировать встречу жалобой или заявлением, а если это не увенчалось успехом, обратиться в вышестоящие органы (Комитет или Министерство образования, полицию или прокуратуру).
  • Вести себя конструктивно и дипломатично, чтобы не настроить против ребёнка и своей семьи коллектив, искать совместные пути решения.
  • Обратиться к психологу школьному или частному, при этом работу лучше провести как с самой жертвой травли - ребёнком, так и проконсультироваться о своих действиях в данных обстоятельствах, возможной коррекции детско-родительских отношений.

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

Разговаривайте о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Комментарии
Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных