Маркеры школьного буллинга: как понять, как вовремя распознать и что делать?

0
Начались школьные деньки и снова стала актуальной тема буллинга. Она затрагивает как ребёнка, так и взрослых вокруг него. В статье мы рассказали, как действовать родителям и каким образом лучше поддержать своё чадо в этой ситуации. Специалист студии “Пси-сервис”, психолог Анна Сивова - о проблеме буллинга: что делать, если ребёнка травят в школе, или он сам проявляет агрессию.
Фото: Анна Сивова. Предоставлено Анной Сивовой

Так много говорится о том, как помочь и распознать жертву, и почти ничего не говорят о том, что агрессор-то и сам нуждается в помощи. Это важно понимать, чтоб искоренить явление школьных издевательств эффективнее, быстрее, устраняя причину, но не симптомы.

Так, например, у детей, затеявших агрессию, есть проблемы с эмоциональным интеллектом, например, они не умеют распознавать свои эмоции, как следствие не разбираются в эмоциях других людей,  испытывают дефицит удовольствия от жизненных ситуаций, часто имеют эмоционально холодных или жестоких родителей. При этом не обязательно семья неблагополучная. Свою эмоционально-волевую сферу ребёнок может плохо регулировать, в связи с этим  мучается от перепадов настроения с преобладанием отрицательных эмоций и чувств.

Специалисты Московского Городского психолого-педагогического центра составили список маркеров, на которые нужно обратить внимание учителю:

  1. «…Одноклассники придумывают для одного из учеников «смешное» прозвище и обращаются к нему только так.
  2. Одноклассники отказываются садиться за одну парту с конкретным учеником, не хотят с ним работать в одной команде, поделиться с ним учебником, школьными принадлежностями, когда он что-то забыл взять на урок.
  3. Ученик, ранее успешный в учебе, теперь боится выходить к доске, участвовать в устных опросах. Любые его ответы вызывают насмешки и обидные комментарии одноклассников. Такие ситуации носят не единичный характер, а наблюдаются регулярно.
  4. На переменах ученик чаще стоит один в стороне, не общается с одноклассниками, а если и пытается включиться в общую игру, то постоянно получает отказ и насмешки вслед.
  5. Ранее активный ученик пытается отказаться от участия в делах класса, перестает посещать экскурсии, участвовать в командных соревнованиях и т.д.
  6. В ситуации конфликта одноклассники регулярно обвиняют во всех бедах одного и того же ребенка. Что бы ни случилось, всегда виноват именно он.
  7. Одноклассники распускают о ребенке сплетни и слухи, порочащие его имя.
  8. В ситуации противостояния силы неравны, и против ученика, как правило, выступает группа одноклассников.
  9. Вышеперечисленные события происходят в присутствии других ребят, которые либо молча наблюдают, либо поддерживают происходящее…».
Фото: vev.ru
  • Снижение успеваемости, нежелание посещать школу без объяснения причин
  • Ухудшение физического состояния (тошнота, головокружения, нарушения сна, аппетита, энурез, проблемы с весом, как в сторону ожирения, так и резкое похудение, разнообразные неврозоподобные, тревожные и депрессивные состояния, перепады настроения)
  • Снижение самооценки и уровня притязаний
  • Причинение физического вреда самому себе (признаки суицидального поведения, суицидальные речи, мысли)
  • Аффективные вспышки (истерики, агрессивные выкрики, плач и т.п.)
  • Уединение, отказ от общения как со сверстниками, так и с членами семьи.
  • в семье которых есть явление гиперопеки;
  • с высоким уровнем тревожности;
  • с плохими оценками;
  • с заболеваниями, особенно такими, которые проявляются внешне;
  • с выделяющейся неклассической  внешностью (большие родимые пятна, необычный тип фигуры и т.п.);
  • другой национальности, беженцев;
  • замкнутых, не умеющих вступать в контакты со сверстниками.

Обязательно донести подробно и настойчиво информацию любым взрослым – педагогам, родителям, несмотря на то, что последним может быть некогда или неинтересно. Важно привлечь внимание как можно большего круга взрослых защитников.

  1. Научиться управлять своими эмоциями, сохранять выдержку и спокойствие, потому что главная цель агрессора зачастую – получить эмоции (горе, гнев, печаль, страх и т.д.), а если реакции у жертвы нет, мало удовольствия от травли и придётся её прекратить.
  2. Все ответы обижающей стороне, если уж не удаётся уклониться, должны быть нейтральными и как-будто безразличными по типу «Ну и что…», «Меня эта информация не интересует».
  3. Игнорировать нападающих, «забанить», «заблокировать» если травля онлайн, но сообщения обязательно сохранить как скриншот, чтобы иметь доказательства и звать на помощь.
  4. Также можно поступить и при очном буллинге – включить и записать на диктофон. Это можно сделать, как тайно, так и открыто, говоря, например, «что сейчас я всё гружу в сообщение классному руководителю/родителям, родственнику из полиции…»
  5. Можно сделать вид, что позвонил кто-то из взрослых – родитель, учитель, родственник, педагог из кружка и др.
  6. Иногда помогает самоирония, когда жертва как бы встаёт на сторону агрессора и посмеивается над собой, но для правильной ее подачи требуется достаточная уверенность и харизма, поэтому сработать у ребенка может не всегда. Так, может подойти фраза такого типа: «Слушай, ты права, с этими волосами одна морока, настоящий электровеник… А ты, кстати, чем пользуешься, хоть посоветуй…»

 На заметку ребёнку и взрослым есть отличный федеральный сайт травлинет.рф 

Фото: www.b17.ru
  • Интересоваться школьной жизнью и отношениями со сверстниками у ребёнка искренне и регулярно.
  • Нельзя обесценивать проблему или говорить, что, мол, сам виноват. Если ребенок в это поверит, снижается самооценка, увеличивается риск суицида. Если не поверит – испортятся ваши с ним доверительные отношения, может появиться агрессия.
  • Выслушивать ребёнка до конца, вникать в проблему, как бы не отвлекали бытовые дела, пытаться понять эмоции и чувства ребёнка, говорить об этом, задавая открытые вопросы, чтобы обиженный мог высказаться, разделить свою боль.  Быть на стороне ребёнка.
  • Общаться с семьёй агрессора и ребёнком, причинившим вред лучше только через школу, дабы избежать усиления конфликта.
  • Донести ситуацию до сотрудников школы, желательно не по телефону, задокументировать встречу жалобой или заявлением, а если это не увенчалось успехом, обратиться в вышестоящие органы (Комитет или Министерство образования, полицию или прокуратуру).
  • Вести себя конструктивно и дипломатично, чтобы не настроить против ребёнка и своей семьи коллектив, искать совместные пути решения.
  • Обратиться к психологу школьному или частному, при этом работу лучше провести как с самой жертвой травли - ребёнком, так и проконсультироваться о своих действиях в данных обстоятельствах, возможной коррекции детско-родительских отношений.

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

Разговаривайте о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных