“Накопить или потратить?” как известные читинцы учат детей распоряжаться деньгами

1
С малых лет учить детей финансовой грамотности в наше время не излишество - необходимость. Азы пользования деньгами мы получали с детства на примере своей семьи - смотрели как родители тратили, на что тратили, копили или нет... и подсознательно вбирали в себя этот опыт. А потом методом проб и ошибок выстраивали свои собственные отношения с финансами. Сегодня тренды поменялись и многие воспитывают в своих детях бережное отношение к деньгам с младых ногтей. Мы спросили известных читинцев, как они работают в этом направлении со своими чадами, а также попросили вспомнить, как в детстве они учились обращаться с деньгами.
Фото: www.pexels.com

Юлия Шадурская, коуч, предприниматель

Юлия Шадурская

Своих детей я обучаю финансовому мышлению. Деньги они зарабатывают или получают на праздники вместо подарков. Мы уже несколько лет не дарим подарки, только деньги. Обучаю их  к относиться к деньгам как к инвестиции. 10% транжирить  на всякую всячину, но все остальное - инвестиция в главное. Помогаю найти это самое главное, чтобы был смысл.

Что вижу? Появилось отношение к деньгам, как к ценности. Появилась осознанности и навыки финансового план планирования.

В моем детстве карманных денег не было, а если появлялись , то незамедлительно транжирились на вкусности.

Роман Амплеев, политик

Роман Амплеев

Дочери Елизавете уже 14 лет. Как только наступил этот возраст, она получила паспорт и мы оформили ей пластиковую карту. Личную. Каждый месяц переводим немного денег, по 1-2 тысячи. И я заметил, что к средствам на своей карте дочь относится бережно, хоть они и не заработанные. Думает, как потратить и накопить. Сама до этого дошла. А так, карманные деньги давали лет с 6. В школу всегда давали, ведь там все бегают в буфет, как отстать от класса!? Кстати, в школе они уже занимали друг другу и дочь всегда следила, чтобы вовремя отдать долг. Бабушки ей дарят какие-то деньги на день рождения и прочие праздники... Их тратит на принадлежности для рисования и всякие мелочи, в это мы не вмешиваемся - это её подарки.

Мне в детстве денег почти не давали, так, на мороженое иногда... Но рублей 5 (огромное богатство для советского школьника 80-х) мелочью у меня периодически было, что-то нашёл, что-то сэкономил... С товарищами со двора собирали и сдавали бутылки - этим все занимались, а что, 20 копеек бутылка!

Ирина Бажина, предприниматель

Самое важное - это то, что с детьми нужно вести равноценный обмен. Даже если карманные деньги - они должны быть заработаны - посильным детским трудом. Поэтому - походы в магазин, мытье посуды, полов - все это в копилку дел плюс обязательно похвала ребенка за сделанную работу. Я это недавно только узнала и, как и все, совершала ошибки. Но теперь я знаю и делюсь этими знаниями с остальными - баловство это как раз нарушение обмена - мама или папа для ребенка все, а ребенок просто этим пользуется и в итоге - садится на шею и будет ждать подачек от родителей всегда.

Юрий Волков, депутат Госдумы

Юрий Волков

Мои дети ещё не очень взрослые, чтобы давать им какие-то карманные деньги.  Но, тем не менее, у моих детей, как и у меня в детстве, есть копилка, куда скидывают мелкие монеты. Время от времени копилка вскрывается, монеты достаём и считаем вместе, обмениваем на бумажные купюры, прикидываем, что можно купить на них в магазине - дети так привыкают обращать внимание на ценники, сравнивать стоимость каких-то товаров или продуктов. Так получается формировать понимание «дороже-дешевле».

Из детства помню, как долго-долго копил деньги, а потом родители поменяли однорублёвые банкноты, на две или три бумажки достоинством 25, 50 рублей. Долго не мог решить, на что же их потратить, а в один прекрасный день, увы, советские деньги обесценились. И хватило всего этого богатства на пару стаканчиков мороженого.

Александр Леснянский, фотограф

Александр Леснянский

Не помню, чтобы меня мои родители каким-то образом обучали в этом плане, чтобы со мной специально вели разговоры о деньгах или об экономии… Вообще тема семейных финансов не заострялась.  Но и без того я прекрасно представлял состояние дел – жили мы скромно, на отпуск в Крыму родители всегда копили. И что интересно, родительские деньги от меня никто не прятал, я знал, в какой тумбочке они лежат, но даже мысли не было к ним прикоснуться. А сам я, конечно, тоже копил – сдавал бутылки и откладывал на магнитофон «Маяк 220». Помню, какой радостью было, когда он, наконец появился.

Примерно так же мы старались воспитывать уже и своих детей – никаких специальных нотаций и тягостных нравоучений. Просто личный пример и обычные для всех замечания, что чужое брать нельзя, а если хочешь себе приобрести что-то заветное, то вот тебе пустая копилка, можешь ее наполнять, сэкономив на карманных расходах… И у нас с женой тоже какие-то деньги хранились не под замком, а всегда свободно лежали на холодильнике. Не предполагалось, что кто-то из наших двоих детей может на них покуситься. Но надо признаться, такое все же несколько раз случалось.

Все читинцы, которые рассказали нам о своем опыте и опыте своих детей, правы: копилка, цель и возможность зарабатывать - это неотъемлемая часть финансовой грамотности. Но, безусловно важен собственный пример, ведь если родители умеют грамотно распоряжаться деньгами,  дети, ступив на дорогу финансовой независимости, обязательно будут опираться на их опыт.

1 Комментарии
24.11.2020 11:49   Гость_Дарья
Я считаю, полезный навык - уметь распоряжаться своими деньгами. Некоторых взрослых не мешало бы этому поучить
Я считаю, полезный навык - уметь распоряжаться своими деньгами. Некоторых взрослых не мешало бы этому поучить
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя