Ответила на вопросы "Гуранки" Татьяна Сизикова, нейропсихолог Центра гармоничного развития личности.
Фото: автора
Ответила на вопросы "Гуранки" Татьяна Сизикова, нейропсихолог Центра гармоничного развития личности.
- Бывает ли, что ребёнок не виноват в плохих оценках? И как отличить когда «халтурит», а когда правда не может выполнить задание?
Да, бывает что ребёнок не виноват в плохих оценках. Но очень важно, чтобы он ощущал ответственность за них. Школу рекомендую воспринимать как тренажёр будущей взрослой жизни. С его помощью мы можем анализировать действия, поступки, эмоции в разных ситуациях. Бывает, что ребёнок устаёт, в силу особенностей работы мозга, не усваивает информацию, а родителям может казаться, что он халтурит. Иногда нужно просто отдохнуть, сменить сферу деятельности, например, между занятиями сделать зарядку. Важен здоровый сон и соблюдение режима дня.
- Какие заболевания или другие причины обычно кроются за плохой учебой?
Вариантов масса. Это может быть соматическая особенность. Сложнее учиться часто болеющим детям. Сложно учеба даётся и тем, кто по разным причинам пропускает занятия. Влиять на качество учебы могут даже аллергические реакции, например, постоянный насморк. Могут влиять на учебу неврологические болезни и физиологическая незрелость мозга. В этот список факторов я бы также включила зависимость от гаджетов.
- Объясните простыми словами, как работает мозг у «зрелого» школьника, а как у «незрелого»?
Если коротко, то зрелый школьник это тот, у которого развит познавательный интерес к окружающему миру, он способен к контролю собственных действий, понимает, принимает позицию школьника и все задачи, которые стоят перед ним в этом возрасте, он выполняет.
«Незрелый» для образовательного учреждения ребёнок – это школьник с низким темпом деятельности. У таких ребят высокая утомляемость, возможна гиперактивность (ребёнку сложно усидеть на одном месте). Есть сложности в учебной деятельности, отмечаются колебания настроения, легкий переход от плохого настроения к слезам, тревожность. Такие дети склонны к грусти, пессимизму. Часто «застревают» на какой-то эмоции, много думают о своих неудачах. Таких детей бывает сложно переключить на позитив. Им тяжело запоминать информацию – учить стихи, применять правила.
На письме у них можно увидеть уменьшение или увеличение букв. Дошкольники с «незрелостью» мозга могут изображать мелкие рисунки, или наоборот слишком крупные. Отмечаются проблемы в речи, замена звуков. Ребёнок может слабо ориентироваться в пространстве, не запоминать где правая и левая сторона. На письме «зеркалить», неправильно писать элементы букв, или пропускать их.
- Как изменить ситуацию, если есть проблемы с учёбой?
Тут все просто. Устраняя причину, мы устраняем последствия. Если есть болезнь, то лечим. Если есть зависимость от чего-либо, боремся с ней.
- Вспомните случай из вашей личной практики, когда вам удавалось помочь ребёнку улучшить оценки?
Случаев таких достаточное количество. Однажды мальчик, который прошёл у меня несколько курсов на одном из занятий, сказал: «Мне стало понятно, как делить цифры». У ребёнка улучшились оценки, а также когнитивные функции (восприятие, память, внимание, мышление).
Другой из запомнившихся мне случаев, когда мальчик сказал после курса занятий: «Я у вас здесь хоть писать научился». К слову, ребёнок на тот момент учился в пятом классе.
- Психологи считают, что завышенные требования к ребёнку - это нереализованные цели у самих родителей. Что вы думаете о мамах и папах, которые требуют лишь отличной учебы?
Да, встречаются такие случаи. Родителям рекомендую пересмотреть взгляды на обучение своего чада. Ведь когда мы много требуем от своего ребёнка, можем вызвать «обратный эффект». Всегда требования выполняются с нежеланием, часто вызывают отторжение. Нужно договариваться, создавать условия, чтобы ребёнок стремился к результату. Но и оценки - это не единственное, на что можно обращать внимание, есть ещё много других моментов.
А вообще, я с большим уважением отношусь к родителям, которые заинтересованы в успехах своих детей.
- Можно ли ругать ребёнка за двойки?
В тот момент, когда вы узнали о двойке, предлагаю обратить внимание на свои чувства. Если такая ситуация вызывает у вас гнев и вы его «выплёскиваете» на ребёнка, тем самым вы учите его негативно думать о себе, ругать себя за промахи. В таком случае воспитывается негативное отношение к школе. Ребёнок чувствует себя беспомощным, а мы лишь развиваем эту позицию в нём. Советую относиться к неудачам философски, помогать разбираться в непонятных темах. Важно формировать позитивное отношение к жизни и сложностям. У меня однозначное мнение – ругать за двойки нельзя!
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться