Режим оффлайн: запрет телефонов на уроках поделил читинцев на два лагеря
Вот уже полгода в России действует поправка в Федеральный закон «Об образовании» о запрете телефонов в школах. Мы решили досконально разобраться в этом вопросе и узнать мнение читинцев: педагогов и мам школьников. Благо или вред - телефоны на уроке?
Матчасть вопроса
Изначально идея запретить использовать телефоны на уроках принадлежала группе депутатов во главе с председателем думского комитета по просвещению Ольгой Казаковой ("Единая Россия"). Она внесла его на рассмотрение палаты в октябре 2023 года. Это предложение Государственная Дума одобрила в первом чтении. Согласно этой инициативе телефоны можно было использовать только в экстренных случаях и для образовательных целей.
Однако, председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил внести поправки ко второму чтению в законопроект.
“Телефоны будут запрещены на уроках, кроме экстренных случаев (без каких-либо других оговорок)”, - написал он в своём тг-канале.
В окончательном виде поправка была принята уже с исключением использования телефонов в образовательных целях на уроке, в ноябре, а президент России подписал законопроект в декабре 2023 года. Причем данная поправка начинала действовать в школах России сразу после опубликования.
Мнение общественности
В целом мнение общественности разделилось, большинство выступает “за” поправку, однако есть и те, кто “против”.
Согласно опросу, который опубликовал у себя в тг-канале спикер Госдумы Вячеслав Володин, то большинство граждан поддерживает запрет телефонов.
84% проголосовавших поддерживают инициативу депутатов, 4% отметили для себя вариант “все равно” и лишь 12% выступают против. Обратим внимание читателя, что в опросе приняло участие 288 тысяч человек.
По мнению Вячеслава Володина, запрет телефонов в школах повысит дисциплину на уроках и качество образования.
Министр просвещения Сергей Кравцов, комментируя законопроект, говорил, что телефоны должны быть исключены из учебного процесса, однако дети могут ими пользоваться «для связи с родителями на перемене».
- Что касается уроков, то для образовательных целей мобильные средства связи по СанПиНам использовать не допускается, - пояснил министр. - Для экстренной связи телефон, конечно, может присутствовать у ребенка или просто для связи с родителями на перемене. Все, что касается учебного процесса и учебной программы, - без телефонов, - сообщил министр.
Сергей Кравцов поделился и личным опытом: "У моей дочки не было мобильного телефона до 14 лет, от этого она хуже учиться не стала".
Мне, как автору статьи, понятны причины принятия закона и позиция людей, которые его приняли, однако, непонятно, как дети будут сдавать телефоны, кто будет отвечать за их сохранность, будет ли это делаться под роспись, будет ли тогда увеличено время на переменах, пока дети будут получать и сдавать телефоны. Кто будет отвечать и возмещать ущерб в случае порчи телефона (а это обязательно будет, закинули неаккуратно в коробку и экран треснул), а будет ли у классного руководителя доступ к телефонам учеников, если вдруг ребенок забудет отключить звук, а ему будут трезвонить прямо на уроке?
К сожалению, закон не даёт ответы на эти вопросы, сбросив их решение на родителей и педагогов.
А что думают по этому поводу читинские родители?
Евгений Михайлов
Фото: предоставлено Евгением Михайловым
“На уроках телефоны должны лежать в коробочке у учителя, а на переменах и до и после школы должны быть у детей. Телефон стал неотъемлемой частью нашего мира и нашей жизни и детей его лишать нельзя”.
Гаянэ Романовна
Фото: предоставлено Гаянэ Романовной
“Я как мама третьеклассницы полностью поддерживаю это правило и этот закон. Дети в школе вообще не должны прикасаться к телефону. Пришёл, сдал телефон учителю, домой пошёл, телефон забрал. А вообще для меня это не ново. У нас с первого класса такая учительница, которая не разрешает детям сидеть в телефонах. Единственной её жалобой всегда было, что когда уроки заканчиваются, дети не домой идут, а сидят в холле возле выхода и играют в телефонах”.
Анна Колотова
Фото: предоставлено Анной Колотовой
“Как я отношусь к закону о запрете мобильных в школе? Думаю, что скорее положительно. Объясню почему. Лично я закончила школу в 2006 году и тогда даже речи не было, чтобы использовать телефоны на уроке, как вспомогательный учебный материал. Если не хватало учебника, то ходили в библиотеки и смотрели, искали информацию в книгах, даже не в интернете. Да и учителям хватало знаний, чтобы нам всё объяснить. Мой ребенок пошел в школу в этом году и тем более не приучен особо пользоваться мобильным телефоном. Там нас сразу предупредили о новом законе. Считаю, что современные дети и так очень много времени проводят в гаджетах, пусть хотя бы в школе отдыхают от них. Они должны учиться слушать и слышать учителя, читать учебники и книги, думать и рассуждать. Ведь найти ответ в просторах интернета легко, а вот подумать! Да и телефон должен быть больше как средство для связи”.
Мария Хапапхи
Фото: предоставлено Мария Хапапхи
“Я не против запрета на уроках, но против запрета в школе совсем. Так как у нас в пгт очень много собак бездомных, людей освободившихся из тюрьмы благодаря СВО, а возможность забрать ребёнка или увезти есть не всегда, элементарной возможности позвонить и сказать, что ребенок дошел и уже в классе, у неё нет, не разрешают. Приходится писать или звонить учителю”.
А что думают учителя? Вот мнение преподавателя математики из Читы Алексея Валерьевича Бакланова. Оно отличается от того, что мы привели выше, и, я как автор данного материала разделяю его и позволю себе полностью согласиться с учителем, который напрямую работает с детьми.
Фото: предоставлено Алексеем Баклановым
“Запрет на телефоны. Не понимаю, почему в XXI веке телефоны должны быть запрещены "даже в образовательных целях". Проблема использования обучающимися телефонов на уроках в других целях - это проблема учителя, который должен уметь ее решать. Нельзя вот так на корню всех под одну гребенку. Часто использую телефоны на уроках. Это удобно и очень быстро позволяет воспользоваться дополнительным материалом, выходящим за рамки учебника. Поэтому для меня это "изменение" является самым печальным”, - поделился с нами Алексей Валерьевич.
По словам педагога, его коллеги придерживаются аналогичного мнения.
- В большинстве своем - аналогичным образом. Потому что ограничиваться материалами учебника нельзя. А привлечение сторонней литературы требует большой траты времени. Использование мобильных телефонов значительно экономит это время”.
Директивные методы всегда плохо работают, на запретах далеко не уедешь. Но, к сожалению, всё чаще запреты стали самым главным методом решения проблем. Поделитесь своим мнением в комментариях, как вы относитесь к запрету телефонов на уроках?
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться