Сказкотерапия: как с помощью сказок помочь ребенку преодолеть страх перед школой (и не только)

0
Перед 1 сентября многие родители и их будущие первоклассники испытывали волнение, а порой даже страхи в связи с предстоящим началом учебы. Не исключение и наша семья. От старшего сына, которому на днях исполнилось 7 лет, мы слышали фразу, что ему страшно идти в школу.
Фото: предоставлено Анастасией Шишиной

На выручку пришло мое случайное знакомство с одним из читинских психологов несколько лет назад, а точнее с его группой в социальной сети. Каждый день этот специалист размещал "полезные" сказки. И каждую ночь перед сном мы читали их сыновьям. В этих сказках описывались ситуации, в которых, например, главные герои братья ссорились, но потом осознавали ценность семьи и мирились, либо одинокая кроватка в садике очень грустила и плакала о своем мальчике, который отказывался ходить в сад и так далее. Дети очень сопереживали несчастной кроватке, которая стояла одна, в то время как другие кроватки с удовольствием охраняли сны своих ребятишек. С помощью этих сказок мы стали охотнее оставаться на сончас в саду, больше ценить брата, дорожить дружбой, сопереживать тем, кому больно или трудно. Сказкотерапией в практической психологии называется метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи. Вспомнив этот опыт, я предложила сыну самому придумать сказку. И, честно говоря, даже не думала, что "попадание будет прямо в яблочко". Сын 10 минут посидел в одиночестве и принес сказку собственного сочинения про зайчика-первоклассника, который боялся идти в школу. В этом маленьком произведении главный герой спрятался за деревом, дождался, когда родители уйдут на работу, а потом вернулся домой вместо того, чтобы пойти на уроки. Мы с сыном стали выяснять, чего же боится зайчик и придумали финал, в котором родители и учитель поддержали малыша, и ученик поверил в свои силы, стал с радостью учиться и зарабатывать "пятерки".

Фото: Татьяна Миронова. Предоставлено Татьяной Мироновой

Татьяна Миронова, педагог-психолог МБДОУ "Детский сад 24" г. Чита:

"В моей работе сказкотерапия является основным методом работы с детьми, так как все дети любят сказки, причем не только слушать, но и придумывать. Одним из видов сказкотерапии являются сказочные истории, придуманные ребенком или совместно с ним. Придумывая сказку, ребенок всегда вкладывает в нее ситуации, с которыми столкнулся в реальной жизни. Главным героем может быть персонаж, характер которого очень похож на характер ребенка или кого-то другого из окружения ребенка, реального человека. Через сказку можно понять, что тревожит ребенка, какие трудности возникают перед ним, о чем мечтает и к чему стремится. Если ребенок не знает, как герою справиться с возникшей проблемой, на помощь ему приходит взрослый, который помогает придумать для сказки хороший финал. И в дальнейшем полученную информацию о том, как поступить в той или иной ситуации, ребенок спроецирует в реальность. Через сказку ребенок учится справляться с трудностями, проявлять доброту, совершать хорошие поступки, быть справедливым. Сказка, придуманная ребенком, это не только развитие воображения и творческих способностей, но и способ проработки тревожных ситуаций". 

В конечном итоге с сыном у нас получилась вот такая сказка, записанная с его слов, и с совместным хорошим финалом. 

"Зайка-первоклассник"

Жила-была в красивом лесу семья зайчиков. Папа-заяц, мама-зайчиха, сестренка-зайчишка и младший сынок - зайчонок. Старшая сестра училась в лесной школе. Шли дни и младшему братику исполнилось 7 лет. Настала пора ему тоже идти в школу. Зайке собрали портфель и отправили учиться. Но зайчик-первоклашка очень боялся идти в школу. Поэтому малыш спрятался за деревом, дождался пока родители уйдут на работу и прибежал обратно домой. Вечером мама и папа вернулись. Первым делом спросили у зайчика, как прошел его день в школе. Первоклассник очень боялся, что родители узнают о том, что зайка струсил идти на уроки. Поэтому обманул их. Сказал, что все у него хорошо. Родители-зайцы ему поверили. Зайке было стыдно, но он очень боялся школу. И вдруг зазвонил телефон. Это звонила заинькина учительница. Она спросила: почему зайчика не было сегодня в школе? Родители очень удивились и расстроились. Папа спросил у малыша: почему он не пошел в школу? Зайчик сказал, что не сможет хорошо отвечать на уроках и будет получать только "двойки". Тогда папа попросил зайчика больше не лгать им. И сказал, что зайчик у них очень умный мальчик и сможет хорошо учиться. Как его сестра. Папа сказал, что есть один секрет: чтобы получать "пятерки" нужно хорошо выполнять домашнее задание и отвечать смело. На следующий день зайчику снова собрали портфель и отправили в школу. Зайчик шел и дрожал, как листик на ветру. Но пришел в школу. Учительница встретила его с улыбкой. Она позвала зайчика к доске. Он начал говорить тихо и неуверенно. Опустил длинные ушки и почти заплакал. Но учительница сказала, что у него все получится! Тогда зайчик стал отвечать смелее и сам удивился, как хорошо он все знает. Учительница поставила ему "пятерку" и дала морковку. Зайчик шел домой и был самым счастливым зайчиком в мире. А потом каждый день приносил домой родителям из школы "пятерки" и сладкую морковку!

Фото: www.psychologos.ru

Придумайте и вы свою сказку с ребенком! Редакция портала "Гуранка" очень надеется, что метод сказкотерапии поможет нашим читателям и их ребятишкам побороть детские страхи и переживания или хотя бы позволит весело и интересно провести время родителям со своими чадами.

Комментарии
Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных