Сказкотерапия: как с помощью сказок помочь ребенку преодолеть страх перед школой (и не только)

0
Перед 1 сентября многие родители и их будущие первоклассники испытывали волнение, а порой даже страхи в связи с предстоящим началом учебы. Не исключение и наша семья. От старшего сына, которому на днях исполнилось 7 лет, мы слышали фразу, что ему страшно идти в школу.
Фото: предоставлено Анастасией Шишиной

На выручку пришло мое случайное знакомство с одним из читинских психологов несколько лет назад, а точнее с его группой в социальной сети. Каждый день этот специалист размещал "полезные" сказки. И каждую ночь перед сном мы читали их сыновьям. В этих сказках описывались ситуации, в которых, например, главные герои братья ссорились, но потом осознавали ценность семьи и мирились, либо одинокая кроватка в садике очень грустила и плакала о своем мальчике, который отказывался ходить в сад и так далее. Дети очень сопереживали несчастной кроватке, которая стояла одна, в то время как другие кроватки с удовольствием охраняли сны своих ребятишек. С помощью этих сказок мы стали охотнее оставаться на сончас в саду, больше ценить брата, дорожить дружбой, сопереживать тем, кому больно или трудно. Сказкотерапией в практической психологии называется метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи. Вспомнив этот опыт, я предложила сыну самому придумать сказку. И, честно говоря, даже не думала, что "попадание будет прямо в яблочко". Сын 10 минут посидел в одиночестве и принес сказку собственного сочинения про зайчика-первоклассника, который боялся идти в школу. В этом маленьком произведении главный герой спрятался за деревом, дождался, когда родители уйдут на работу, а потом вернулся домой вместо того, чтобы пойти на уроки. Мы с сыном стали выяснять, чего же боится зайчик и придумали финал, в котором родители и учитель поддержали малыша, и ученик поверил в свои силы, стал с радостью учиться и зарабатывать "пятерки".

Фото: Татьяна Миронова. Предоставлено Татьяной Мироновой

Татьяна Миронова, педагог-психолог МБДОУ "Детский сад 24" г. Чита:

"В моей работе сказкотерапия является основным методом работы с детьми, так как все дети любят сказки, причем не только слушать, но и придумывать. Одним из видов сказкотерапии являются сказочные истории, придуманные ребенком или совместно с ним. Придумывая сказку, ребенок всегда вкладывает в нее ситуации, с которыми столкнулся в реальной жизни. Главным героем может быть персонаж, характер которого очень похож на характер ребенка или кого-то другого из окружения ребенка, реального человека. Через сказку можно понять, что тревожит ребенка, какие трудности возникают перед ним, о чем мечтает и к чему стремится. Если ребенок не знает, как герою справиться с возникшей проблемой, на помощь ему приходит взрослый, который помогает придумать для сказки хороший финал. И в дальнейшем полученную информацию о том, как поступить в той или иной ситуации, ребенок спроецирует в реальность. Через сказку ребенок учится справляться с трудностями, проявлять доброту, совершать хорошие поступки, быть справедливым. Сказка, придуманная ребенком, это не только развитие воображения и творческих способностей, но и способ проработки тревожных ситуаций". 

В конечном итоге с сыном у нас получилась вот такая сказка, записанная с его слов, и с совместным хорошим финалом. 

"Зайка-первоклассник"

Жила-была в красивом лесу семья зайчиков. Папа-заяц, мама-зайчиха, сестренка-зайчишка и младший сынок - зайчонок. Старшая сестра училась в лесной школе. Шли дни и младшему братику исполнилось 7 лет. Настала пора ему тоже идти в школу. Зайке собрали портфель и отправили учиться. Но зайчик-первоклашка очень боялся идти в школу. Поэтому малыш спрятался за деревом, дождался пока родители уйдут на работу и прибежал обратно домой. Вечером мама и папа вернулись. Первым делом спросили у зайчика, как прошел его день в школе. Первоклассник очень боялся, что родители узнают о том, что зайка струсил идти на уроки. Поэтому обманул их. Сказал, что все у него хорошо. Родители-зайцы ему поверили. Зайке было стыдно, но он очень боялся школу. И вдруг зазвонил телефон. Это звонила заинькина учительница. Она спросила: почему зайчика не было сегодня в школе? Родители очень удивились и расстроились. Папа спросил у малыша: почему он не пошел в школу? Зайчик сказал, что не сможет хорошо отвечать на уроках и будет получать только "двойки". Тогда папа попросил зайчика больше не лгать им. И сказал, что зайчик у них очень умный мальчик и сможет хорошо учиться. Как его сестра. Папа сказал, что есть один секрет: чтобы получать "пятерки" нужно хорошо выполнять домашнее задание и отвечать смело. На следующий день зайчику снова собрали портфель и отправили в школу. Зайчик шел и дрожал, как листик на ветру. Но пришел в школу. Учительница встретила его с улыбкой. Она позвала зайчика к доске. Он начал говорить тихо и неуверенно. Опустил длинные ушки и почти заплакал. Но учительница сказала, что у него все получится! Тогда зайчик стал отвечать смелее и сам удивился, как хорошо он все знает. Учительница поставила ему "пятерку" и дала морковку. Зайчик шел домой и был самым счастливым зайчиком в мире. А потом каждый день приносил домой родителям из школы "пятерки" и сладкую морковку!

Фото: www.psychologos.ru

Придумайте и вы свою сказку с ребенком! Редакция портала "Гуранка" очень надеется, что метод сказкотерапии поможет нашим читателям и их ребятишкам побороть детские страхи и переживания или хотя бы позволит весело и интересно провести время родителям со своими чадами.

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных