Да в ней намек: как воспитывать сказкой (разбираем с психологом + подборка из 25 аудиосказок)

1
21.06.2020 / Я расту!
2
Сказка воспитывает, сказка учит, сказка… пугает? Как отличается восприятие сказок ребенком и взрослым человеком? Почему психологи рекомендуют читать сказки и как с помощью них можно воспитывать детей? “Гуранка” разобрала вместе с психологом сюжеты и образы героев, и вместе мы подготовили несколько практических рекомендаций для работы со сказками. В конце материала вы найдете бонус - подборку русских народных аудиосказок для прослушивания с детьми.

Моему сыну 4 года, сказки мы читаем с самого рождения. Все началось тогда, когда моя бабушка подарила нам штук 15 книжек - "Колобок", "Царевна-лягушка", "Курочка Ряба", "Морозко" и другие сказки, всем известные с детства. Уже тогда, читая их еще ничего не понимающему сыну, мне стало не по себе, я-то все понимала! Сюжеты, излагаемые в них, меня ужасали. А ведь мы маленькие их читали и наизусть знали, все на них выросли. 

Но, начав читать их во взрослом возрасте, восприятие оказалось совершенно иным: волк съедает детей (надо же такое придумать!), лисичка, обманув всех, выходит сухой из воды, лентяй Емеля добивается успеха, поймав волшебную рыбку… Перечислять можно долго. Еще тогда я задумалась над смыслами сказок и стереотипами, которыми они полны, зачем ребенку все эти ужасы и расти в стереотипах: “мальчики не плачут, младшенький - совсем был дурак…” Сейчас, когда сын подрос, решила разобрать эту тему с психологом. У меня порой язык не поворачивается читать, ведь он уже все понимает. Или нет? Или его восприятие отличается от мышления взрослого? 

Ответы на эти и другие вопросы согласилась дать специалист психологической студии ПСИ-СЕРВИС, психолог Татьяна Сумарокова. Вместе мы разобрали такое понятие как сказкотерапия, обсудили то, как с помощью сказки можно воспитывать ребенка, корректировать его поведение, чему-то научить, избавить от страхов и переживаний, показать, как вести себя в той или иной жизненной ситуации и составили список практических рекомендаций по работе со сказками.

Татьяна Сумарокова

“Не перекладывайте на ребенка своих “тараканов”

- Что касается восприятия, точно подмечено, «у меня не поворачивается язык читать некоторые вещи». Я бы рекомендовала мамам, которые так все воспринимают, как вы описали, потерапевтироваться (побывать на консультации) у психолога. Все идет от родителей или близких людей, особенно у дошколят.

Если мы оградим ребенка от негативных событий и предложим только “хэппиэнды”, то это не будет отражать жизненные реалии. Идет сознательная работа - с одной стороны ребёнок понимает, что это сказка и не совсем все по-настоящему, а с другой стороны, появляются представления о таких событиях. Задача родителя - не перекладывать на ребенка своих «тараканов». 

Некоторые моменты сказок можно обсуждать, чтобы проявить его отношение к этому. В силу возраста ребенок может не до конца понимать смысл сказок или понимать, но представлять себе совсем другие картинки, не как мы - взрослые. Например, ребёнок не воспринимает вариант конечности жизни, если просто скажем - “умер”, в сказках подается по-другому, уж наверняка. 

Если вас трогает какой-то момент - спросите нейтральным голосом, о том, как ребёнок это видит, представляет, чувствует, спросите хорошо это или плохо и почему, а если бы он был автором, как бы он написал про это?

Для эмоциональных детей (со страхами или тревожным, агрессивным, впечатлительным детям) рекомендуют читать сказки более нейтральным голосом, особенно, если события каким-то образом перекликаются с его жизненным сценарием, избегать сказок, на которые ребёнок выдаёт дурные реакции.

- Что касается стереотипов, да, мы сейчас стремимся уйти от этих установок - но в те времена, народу был близок такой вариант, его и передавали. С другой стороны, такие установки чаще в сказках оправдываются, например, дурак оказывается самым мудрым. Рассуждая в таком ключе, ребёнок учится не принимать все, что навешано снаружи кем-то. Важно проявить себя настоящего, а что там люди скажут - неважно!

Если копать глубже, то есть отдельное направление - сказкотерапия. Это не просто чтение и обсуждение, там идёт работа с архетипами, иначе говоря, образами, которые присущи нам. В сказках как раз главные герои несут эту миссию - показать набор качеств, которым обладает герой. Мы все играем роли, но порой ведем себя как Иван-дурак, а порой, как Царь Всемогущий, а иногда превращаемся в мальчика с пальчик. Это целая наука - работа со сказкой.

“Язык сказок гораздо понятнее ребенку, нежели родительские нотации”

По словам специалиста, сказка - это наиболее понятный для ребенка способ передачи и получения информации. Воспитание сказкой - замечательный способ вырастить жизнерадостного и уверенного человека. Именно русские народные сказки доступны для понимания детьми этого мира. Не случайно, для самых маленьких используются сказки с повторяющимся сюжетом, для детей старше - более сложный сюжет и большее количество персонажей, а затем рекомендованы сказки, в которых транслируются глубокие нравственные темы.

- Дети внимательно наблюдают за проявлениями наших чувств и эмоций, поведением, манерами, а потом переносят это в свою жизнь. Как правило, дети воспринимают только ту информацию, которая передается им в непосредственном общении со взрослыми и которая окрашена множеством интонаций и эмоций.

Именно в сказках возникают яркие образы, которые так легко и живо представляются детским сознанием. Слушая сказку, ребенок «видит» её героев, сопереживает им, радуется вместе с ними, учится у них, желает быть похожим на них или наоборот даёт себе слово никогда так не поступать. Сказка трогает детскую душу, заставляет задуматься, что-то поменять в себе, помогает найти выход из сложившейся ситуации. В сказках противопоставляется добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, доброта и жестокость. 

- Сказки прямо и доходчиво, на ярких примерах объясняют ребенку, что быть плохим - значит действовать себе во вред, а быть хорошим - правильно и выгодно. Ведь положительного героя всегда ждет награда. Язык сказок гораздо ближе и понятнее ребенку, нежели скучные родительские нотации и замечания. Сказка не вызывает внутреннего сопротивления, поэтому ребенок способен к ней прислушаться. Дети просто слушают и делают свои собственные выводы.

“Читая сказку, внимательно и ненавязчиво следите за его реакцией”

Через сказку ребёнку можно преподнести любую информацию, даже ту, которую он отказывался слушать и воспринимать в разговоре с родителями. Ведь слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни и стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими проблемами. Сказка способна вселить в ребёнка надежду, а значит у него появятся силы снова идти к успеху.

- Сказки можно читать и рассказывать из книг, а можно придумывать самим. Особенно, если у вас возникла какая-либо неразрешенная ситуация. Подойдут простые истории из жизни белочек, зайчиков или детишек, похожих на вашего ребенка.

Если вы желаете научить ребенка чему-то хорошему, то расскажите ему сказку, в которой ребенок сам совершает этот поступок. Если же вы хотите устранить нежелательное поведение, то расскажите историю, в которой другой ребенок совершает это нежелательное поведение и в итоге справляется с ним.

- Сказка поможет вам больше узнать и лучше понять вашего ребенка. Для этого, читая сказку, внимательно и ненавязчиво следите за его реакцией. Обсудите после прочтения, что понравилось в сказке, что нет, какой герой ближе малышу, как бы он поступил на его месте и почему. Важно, чтобы в процессе обсуждения ребёнок мог высказывать любое свое мнение, т.е. что бы он ни говорил - не должно подвергаться осуждению. Спросите у ребёнка, какая сказка и какой сказочный герой у него самые любимые. И возможно вы объясните себе некоторые поступки и поведение малыша.

Как отмечает психолог, сказка, рассказанная перед сном, создает теплую, добрую атмосферу. Действует успокоительно для ребёнка. Ребенок слышит родной голос, чувствует ваше тепло. Создайте ритуал чтения перед сном, особенно, у кого проблема с засыпанием. 

Создайте условия для спокойного отхода ко сну (умойтесь, проветрите комнату, зажгите ночник, сами будьте спокойны, договоритесь заранее , что вы будите читать) – повседневные последовательные действия приучат ребёнка к тому, что после всех процедур он должен лечь спать.

Современный родитель старается наполнить жизнь ребенка непрерывным развитием. Работа со сказкой не заканчивается после её прочтения и обсуждения. Работу со сказкой можно разнообразить. 

Вот несколько практических рекомендаций:

  1. Рассказывайте или читайте сказки вслух. 

При чтении у ребенка возникают «внутренние» картинки. Соответственно, развивается воображение.

  1. Рисуйте любимых персонажей. 

Если ребенок не может еще сделать это сам, предложите шаблон и попросите раскрасить. Иллюстрации помогут ребенку по-новому пережить сюжет.

  1. Создавайте персонажей из бумаги, глины или пластилина.

Любимых сказочных героев можно сделать из разных материалов: пластилина, глины, старой куклы, из картона, цветной бумаги и других. Придумайте с ребенком новый наряд, украшения для героев, атрибуты - это будет способствовать развитию оригинальности мыслительных процессов.

  1. Пересказывайте сказки.

Попросите ребенка пересказать отдельные эпизоды - это развивает речь и даже литературные способности. Если ему сложно, попробуйте пересказывать вместе, по очереди. Не стоит во время пересказа прерывать ребенка, если он делал ошибки в речи. Если какая-то ошибка постоянно повторялась, мягко укажите ребенку на это, но только после окончания пересказа.

  1. Разыгрывайте диалоги.

Разыграйте диалог по ролям, имитируя действия и голос героев. Эти игры снимают напряжение, отрабатывают тактику поведения в разных ситуациях. Можно устроить домашний театр.

  1. Делайте аппликации.

Предложите ребенку сделать аппликацию по сюжету сказки - это помогает обратить внимание на самые мелкие и незаметные детали. Кроме того, такое занятие развивает мелкую моторику, усидчивость.

  1. Попробуйте разгадывать сказки. 

Закройте часть персонажа и попросите угадать, кто это и из какой сказки, в каких еще сказках встречается этот герой и какие роли играет.

  1. Рассказывайте по памяти.

Выберите из знакомой книги со сказками картинку, попробуйте с ребенком рассказать сказку по памяти.

  1. Восстанавливайте хронологию.

Из старых книг вырежьте 2-3 картинки с развивающимся сюжетом. Ребёнок должен восстановить верную последовательность действий, выложив картинки по порядку, и рассказать.

  1. Придумывайте рассказы.

Возьмите игрушку-героя из любой известной сказки и попробуйте всей семьей придумать рассказ о нем. Сказав одно предложение, передайте игрушку другому члену семьи, чтобы он продолжил рассказ. Не забывайте, что в сказке есть завязка, основной сюжет, когда что то происходит и завершение (разрешение ситуации) сюжета.

Напоследок, как и обещали, прилагаем подборку русских народных аудиосказок. Слушайте их вместе с детьми и применяйте те знания, которыми мы с вами сегодня поделились.

2
Фото: автора
1 Комментарии
23.06.2020 11:03   Гость_Нина
Мы тоже пристрастились к аудиосказкам. Малышка так хорошо под них засыпает. Из вашей подборки тоже добавили себе сказки, спасибо!
Мы тоже пристрастились к аудиосказкам. Малышка так хорошо под них засыпает. Из вашей подборки тоже добавили себе сказки, спасибо!
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя