«Детский вопрос»: нужно ли заставлять ребёнка делиться с другими?

4
05.11.2017 / Я расту!
Детская площадка - это не просто место для игр наших малышей. Детская площадка подкидывает в жизнь детей, а также их родителей, множество трудных вопросов по взаимодействию в обществе. И многие мамы в растерянности, как им вести себя в той или иной конфликтной ситуации. Сегодня «Гуранка» вместе с психологом разбирается, стоит ли поощрять ребенка делиться своими игрушками с другими детьми.

День в Шахматном парке, к обеду здесь собираются всё больше молодых родителей с малышами. Девочка протягивает руку маленькому мальчику: «Меня Настя зовут, а тебя?». Ребёнок с улыбкой отвечает ей: «А меня Артём». Наверное, только дети могут так легко и просто знакомиться. Вот они не знали друг друга, а теперь уже играют вместе. В какой-то момент родители слышат плач и голоса детей: «Это моё!», мама подходит к ребёнку и требует: «Не будь жадиной, поделись с Настей паравозиком». Оборачиваясь к другой родительнице она говорит: «Раньше он запросто отдавал игрушки и внимания никакого не обращал, если с ними кто-то играет, а сейчас вот не можем отучить, без слёз не умеем делиться».

С чем же связаны такие проявления у ребёнка? Стоит ли их пресекать? Как справиться со своими эмоциями и аккуратно скорректировать поведение ребенка, не усугубив ситуацию?

Наталья Бердар, педагог-психолог  Забайкальского психолого-логопедического центра «ЛАД»:

«Нежелание ребёнка делиться с другими – это естественное чувство, присущее маленьким детям на определённом этапе развития, ведь в возрасте около 2-х лет понятия «своё» и «чужое» у  малыша ещё не сформированы.  Отказываясь отдавать вещь, он таким образом защищает своё личное пространство и свои личные границы.

Не принуждайте малыша делиться, лучше сделайте так, чтобы у него самого возникло такое желание.

Заставлять маленького ребёнка делиться – это неправильно. Когда он растёт в принуждении, то в дальнейшем не понимает – хочет ли он чего-то сам, или делает что-то, потому что этого хотят другие. Нарушение границ личного пространства в будущем существенно сказывается на всех сферах жизни.

Однако, действительно, мы часто на улицах, в парках и в гостях видим ситуации, когда мамы говорят своим малышам, что нельзя жадничать и требуют поделиться лакомством или игрушками с другими детьми. А кроха, прижав к себе любимый предмет начинает горько плакать. Родители в этот момент зачастую действуют по привычному шаблону - как их воспитывали в детстве, так и они сегодня воспитывают уже своих детей.

Чтобы у ребёнка чувство жадности не перешло в более взрослую жизнь – мамам и папам на своём примере в семье нужно показать, как можно делиться с другими и как это может быть радостно, ведь маленький ребёнок именно от родителей перенимает модель поведения.

Полезно родителям помнить и следующее:

- Возможность выбора. У ребёнка должно быть право выбора, вот что главное. Должно прививаться ощущение, что он тоже контролирует ситуацию. Что он имеет право распоряжаться теми игрушками, которые ему куплены.

- Право на чувства. Бывает так, что ребенок, добиваясь своего, начинает кричать стучать ручками, ножками. В такие моменты важно не отвергать ребенка эмоционально. Нужно принять кроху с его чувствами, постараться успокоить его.

- Игра в обмен. Ребёнку нужно постепенно прививать умение обмениваться вещами. Малышу следует объяснить, что, когда он даёт свою вещь другому ребёнку – это не навсегда и что её не сломают. Если сначала обмениваться трудно, то в таком случае помогает таймер. Дайте детям понять, что это игра, по правилам которой, через определённый отрезок времени ребята должны вернуть друг другу игрушки. Также можно показать позитивный пример через сказки.

- Не называйте «жадиной». Совершенно недопустимо, чтобы мать позволяла кому-то называть ребенка «жадиной» или другими подобными словами,  и сама она также не должна говорить эти слова ребёнку.

- Хвалите ребенка. Малыш должен запомнить, как радуется его мама, когда он с кем-то делится игрушками. Вообще, примеров здесь может быть много. Допустим, дома есть что-то вкусное, мама при этом демонстративно отрезает ломтик пирога и говорит детям: «Это для папы, он придёт с работы и ему будет приятно, что вы ему оставили». И затем стоит похвалить детей за их заботу о родителе».

Для малышей жадность – обычное явление. Со временем это проходит, если родители становятся хорошими учителями для своего ребёнка. 

4 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

05.11.2017 05:06   Гость_ЛоЛиТа
Не принуждаю ребенка делиться . Наше -значит НАШЕ! Чужие игрушки не берем и свои не даем .
Не принуждаю ребенка делиться . Наше -значит НАШЕ! Чужие игрушки не берем и свои не даем .
Ответить
06.11.2017 06:16   Гость_Люся
Очень актуальная статья! Надеюсь, её прочтут как можно больше мам и пап и поймут и простят моё поведение, когда я не принуждаю своего малыша поделиться игрушкой, в то время как ваш маленький очень расстроен и даже плачет взахлёб.
Очень актуальная статья! Надеюсь, её прочтут как можно больше мам и пап и поймут и простят моё поведение, когда я не принуждаю своего малыша поделиться игрушкой, в то время как ваш маленький очень расстроен и даже плачет взахлёб.
Ответить
06.11.2017 06:20   Гость_МамаАлины
Хорошая статья, многое объясняет. Постепенно начали также по совету психолога на своем примере отучать доченьку жадничать. Прогресс есть, но пока еще это только начало, самим в сесье многое пришлось пересмотреть. Это так и есть, реьенок же перенимает поведение родителей
Хорошая статья, многое объясняет. Постепенно начали также по совету психолога на своем примере отучать доченьку жадничать. Прогресс есть, но пока еще это только начало, самим в сесье многое пришлось пересмотреть. Это так и есть, реьенок же перенимает поведение родителей
Ответить
08.11.2017 11:01   Гость_deokdas
всё правда.. у знакомых двое детей, воспитывали их родители по-разному. Старшего сына по советским стандартам и в итоге вырос.. сам за себя ничего решить не можит. А младшего уже по-другому воспитывали. Ребёнок растёт с собственным мнением, сразу видно что разное воспитание.
всё правда.. у знакомых двое детей, воспитывали их родители по-разному. Старшего сына по советским стандартам и в итоге вырос.. сам за себя ничего решить не можит. А младшего уже по-другому воспитывали. Ребёнок растёт с собственным мнением, сразу видно что разное воспитание.
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных