«Если я могу помочь - я буду помогать»: педагог, который работает с особенными детьми в Чите, - о своем опыте и успехах

0
11.08.2023 / Я расту!
Мы запускаем проект “Солнечная улица”, цель которого рассказать и популяризировать деятельность специалистов и организаций, которые работают с детьми-инвалидами. И это - первый материал проекта. Он про специалиста - учителя, который социализирует таких деток, занимается с ними, помогает им быть в этом обществе, жить в нем и еще она уверена, что при должном внимании и любви, результат обязательно будет. Уверенность эта основана на многолетнем опыте и успешных примерах, когда дети намного улучшили свои показатели.

Знакомьтесь, Евгения Александровна Плащеватая, учитель начальных классов школы  №22 в Чите, психолог, нейропсихолог. Она занимается с особенными   детьми: аутистами, теми, кому поставлен диагноз ДЦП или РАС.

Фото: предоставлено Евгенией Плащеватой

Таких детей очень много, однако в Чите почти нет специалистов, которые бы занимались с ними. Один из таких специалистов - Евгения Александровна. 

Об опыте работы

Опыт работы с детьми с ОВЗ у меня более 20 лет. Я учитель начальных классов в обычной школе и как-то так сложилось, что в моем классе стали появляться дети с ОВЗ. Точнее сказать, дети с задержкой развития были всегда в моей практике. 8 лет назад в классе стало три ученика с ОВЗ, один из них с диагнозом ДЦП. Этим детям было показано только индивидуальное обучение, но я настояла на том, чтобы они участвовали в процессе обучения вместе со всем классом. Тогда же я начала готовить детей с синдромом Дауна к школе. Занятия проходили на базе частной организации. 4 года назад я начала работать с детьми РАС. Когда я поняла, что таких учеников становится больше с каждым годом, у меня появилось желание помогать им вне школы. Я решила воспользоваться возможностью, которую дает мне государство и оформилась как самозанятая, чтобы проводить занятия в частном формате. К каждому ребенку требуется индивидуальный подход, так как у всех свои особенности и возможности. Главная задача - это адаптировать детей к социуму, наладить коммуникацию и, конечно же, развить интеллект. 

О занятиях 

Занятия групповые, а группы интегрированные. Это когда дети с ОВЗ и дети без нарушений занимаются вместе. Такой подход не вынужденный, а сознательный. Ребята должны быть в обществе, в котором им предстоит жить и взрослеть. Занятия все очень насыщены. Так как я по образованию еще являюсь психологом и нейропсихологом, мы с ребятами активно используем тренажеры и приемы нейропсихологии, а так же запускаем речь, слуховое восприятие и координируем движения с помощью логоритмики.

Что касается организации, то и для работы в школе, и для частной практики я сама отбираю все пособия, выбираю различные игровые элементы и тренажеры. К большому сожалению, финансирования для таких детей недостаточное. В этом году для занятий в школе директор закупил учебники для учеников с ОВЗ.

Фото: ru.freepik.com

Об оплате

Все занятия на базе 22 школы проходят бесплатно, в рамках гарантированного обязательного образования. Для того, чтобы попасть ко мне в класс, нужно, как и всем, записаться в школу, где я работаю. На данный момент я набираю первоклассников. Тут, конечно же, все бесплатно, это обязательное бесплатное образование.

Что касается занятий частной практики, то тоже все просто. Необходимо позвонить и записаться на бесплатную консультацию, где я и родитель обсудим все вопросы. 

Занятия платные, но цены не кусаются. Я не гонюсь за стоимостью, мне важно помочь детям и их родителями. Поэтому цены очень доступные.

О методике

Сложно выделить единую методику. Дети особенные, что-то сегодня хорошо пошло по одной методике, на следующее занятие ребенок может отказаться от этого, и тогда подбирается другой вид деятельности. Важно не давить, не настаивать, чтобы не отбить желание посещать занятия. 

Могу выделить, что активно использую методику Монтессори, Шамиля Ахмадуллина, а также с нового учебного года будем с учениками обучаться с помощью ковровой системы по методике Вячеслава Воскобовича. 

Я сотрудничаю со многими педагогами с западной части нашей страны, мы делимся опытом и помогаем друг другу. У меня есть правило тандема, это значит, что работаем обязательно я, ученик и родитель. Это помогает достичь больших успехов в обучении. Проблема в том, что учителя в общеобразовательных школах совсем не горят желанием обучать особенных детей, так как считают это сложным, пустым занятием  и тратить время на индивидуальное обучение трудно. Я рекомендую всем родителям посещать занятия в классе вместе с обычными детьми. Это позволяет детям с ОВЗ быстрее достигать желаемых результатов. Нельзя замыкать ребенка и ограничивать его круг общения, им нужен пример поведения, нужно пережить все проблемы общества. 

Но есть и другая сторона медали: родители боятся приводить детей на групповые занятия, тем самым замыкая их круг общения. К сожалению, так бывает.

Фото: ru.freepik.com

Об адаптации детей

4 года назад ко мне в класс записался мальчик с РАС.  Ребенок был полностью невербальным, тревожным. Первые полгода мы привыкали друг к другу, учились доверять. Казалось, что мы стоим на месте и нет никаких сдвигов, но я решила не сдаваться, и на данный момент ребенок полностью адаптирован к обществу, посещает все классные мероприятия, умеет не только говорить, но и считать, писать и читать. Ребенок стал спокойным, усидчивым и, я уверена, продолжит дальше развиваться, что позволит ему состояться во взрослой жизни.

Еще у меня есть ученик с ДЦП и еще с особенностями развития, которые я не имею права раскрывать. Ребенок поступил ко мне 8 лет назад. К сожалению, на занятиях мы были ограничены лишь сидением, так как мальчик сам не передвигается. Он слабо разговаривал, опасался других детей и почти не имел навыков. Сейчас ученик овладел навыками счета, знанием цветов, форм и прочего. Более того, я приобрела ковер, и теперь мы можем заниматься более расслабленно. Мальчик влился в коллектив. Все дети его очень любят, заботятся о нем и ухаживают, а сам ребенок теперь веселит весь класс своими рассказами. Также, если я отлучусь из кабинета, он остаётся за старшего и может повоспитывать других учеников, чтобы они не шумели.

Примеров много, все достигают тех или иных успехов. Но что я могу сказать точно, так это то, что все мои ученики с ОВЗ отлично коммуницируют с другими детьми и взрослыми.

Ежегодно мы с учениками участвуем в фестивале семейного творчества для детей с ОВЗ «Мне через сердце виден мир». Дети выходят на сцену и показывают зрителям представление. Думаю, это одно из больших наших достижений, ведь стоять перед полным залом сложно даже взрослым.

На данный момент в классе у меня будет 6 детей с ОВЗ, а в частной практике более 10 ребят. Жаль, что в сутках только 24 часа. Я бы хотела помочь всем особенным детям, они заслуживают полноценной жизни.

О сложностях работы

Безусловно сложно работать, у всех ребят разный настрой и нервная система. Кто-то может агрессировать, а кто-то напротив - не проявлять никаких эмоций. Занятия требуют не только моральных сил, но и физических. Тяжелее всего для меня пройти адаптацию с каждым ребенком. Нужно набраться терпения, чтобы дети привыкли ко мне, а я к ним. Как правило, спустя месяц занятия уже идут как по маслу. Даже если у кого-то из ребят произошел эмоциональный всплеск, я знаю как помочь и успокоить ученика.

Фото: ru.freepik.com/rawpixel-com

О родителях

Родители, конечно же, переживают за своих чад. У них есть страх непринятия их детей другими учениками. Но желание помочь своему ребенку преобладает, они приходят и не остаются разочарованными. Со всеми учениками постоянно проводятся воспитательные беседы о том, что бывают разные дети, особенные и т.д., но это не равно плохие. Важно воспитать в детях сострадание и заботу.

О поиске учеников

Я не искала учеников, это произошло само собой. Возможно было так называемое «сарафанное» радио, но изначально у меня не было целей искать учеников с ОВЗ. Сейчас я запускаю рекламу, у меня есть группа в социальной сети, где все желающие могут посмотреть ход занятий, погрузиться в процесс и отбросить все страхи, если они их гложут. К огромному сожалению, детей с ОВЗ становится с каждым годом больше и у меня нет необходимости искать учеников, они приходят сами за квалифицированной педагогической помощью.

Но я нисколько не жалею о решении помогать особенным ребятам. Для меня это всего лишь работа, а для них возможность быть своими среди других! И если я могу помочь - я буду помогать!

Наш проект только начал свою работу и дальше мы все подробнее будем раскрывать эту тему и по-своему помогать людям, которые столкнулись с таким диагнозом у своего ребенка. Портал “Гуранка” надеется стать для вас агрегатором всей полезной информации по этой теме.

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных