Знакомьтесь, Евгения Александровна Плащеватая, учитель начальных классов школы №22 в Чите, психолог, нейропсихолог. Она занимается с особенными детьми: аутистами, теми, кому поставлен диагноз ДЦП или РАС.
Фото: предоставлено Евгенией Плащеватой
Знакомьтесь, Евгения Александровна Плащеватая, учитель начальных классов школы №22 в Чите, психолог, нейропсихолог. Она занимается с особенными детьми: аутистами, теми, кому поставлен диагноз ДЦП или РАС.
Таких детей очень много, однако в Чите почти нет специалистов, которые бы занимались с ними. Один из таких специалистов - Евгения Александровна.
Опыт работы с детьми с ОВЗ у меня более 20 лет. Я учитель начальных классов в обычной школе и как-то так сложилось, что в моем классе стали появляться дети с ОВЗ. Точнее сказать, дети с задержкой развития были всегда в моей практике. 8 лет назад в классе стало три ученика с ОВЗ, один из них с диагнозом ДЦП. Этим детям было показано только индивидуальное обучение, но я настояла на том, чтобы они участвовали в процессе обучения вместе со всем классом. Тогда же я начала готовить детей с синдромом Дауна к школе. Занятия проходили на базе частной организации. 4 года назад я начала работать с детьми РАС. Когда я поняла, что таких учеников становится больше с каждым годом, у меня появилось желание помогать им вне школы. Я решила воспользоваться возможностью, которую дает мне государство и оформилась как самозанятая, чтобы проводить занятия в частном формате. К каждому ребенку требуется индивидуальный подход, так как у всех свои особенности и возможности. Главная задача - это адаптировать детей к социуму, наладить коммуникацию и, конечно же, развить интеллект.
Занятия групповые, а группы интегрированные. Это когда дети с ОВЗ и дети без нарушений занимаются вместе. Такой подход не вынужденный, а сознательный. Ребята должны быть в обществе, в котором им предстоит жить и взрослеть. Занятия все очень насыщены. Так как я по образованию еще являюсь психологом и нейропсихологом, мы с ребятами активно используем тренажеры и приемы нейропсихологии, а так же запускаем речь, слуховое восприятие и координируем движения с помощью логоритмики.
Что касается организации, то и для работы в школе, и для частной практики я сама отбираю все пособия, выбираю различные игровые элементы и тренажеры. К большому сожалению, финансирования для таких детей недостаточное. В этом году для занятий в школе директор закупил учебники для учеников с ОВЗ.
Все занятия на базе 22 школы проходят бесплатно, в рамках гарантированного обязательного образования. Для того, чтобы попасть ко мне в класс, нужно, как и всем, записаться в школу, где я работаю. На данный момент я набираю первоклассников. Тут, конечно же, все бесплатно, это обязательное бесплатное образование.
Что касается занятий частной практики, то тоже все просто. Необходимо позвонить и записаться на бесплатную консультацию, где я и родитель обсудим все вопросы.
Занятия платные, но цены не кусаются. Я не гонюсь за стоимостью, мне важно помочь детям и их родителями. Поэтому цены очень доступные.
Сложно выделить единую методику. Дети особенные, что-то сегодня хорошо пошло по одной методике, на следующее занятие ребенок может отказаться от этого, и тогда подбирается другой вид деятельности. Важно не давить, не настаивать, чтобы не отбить желание посещать занятия.
Могу выделить, что активно использую методику Монтессори, Шамиля Ахмадуллина, а также с нового учебного года будем с учениками обучаться с помощью ковровой системы по методике Вячеслава Воскобовича.
Я сотрудничаю со многими педагогами с западной части нашей страны, мы делимся опытом и помогаем друг другу. У меня есть правило тандема, это значит, что работаем обязательно я, ученик и родитель. Это помогает достичь больших успехов в обучении. Проблема в том, что учителя в общеобразовательных школах совсем не горят желанием обучать особенных детей, так как считают это сложным, пустым занятием и тратить время на индивидуальное обучение трудно. Я рекомендую всем родителям посещать занятия в классе вместе с обычными детьми. Это позволяет детям с ОВЗ быстрее достигать желаемых результатов. Нельзя замыкать ребенка и ограничивать его круг общения, им нужен пример поведения, нужно пережить все проблемы общества.
Но есть и другая сторона медали: родители боятся приводить детей на групповые занятия, тем самым замыкая их круг общения. К сожалению, так бывает.
4 года назад ко мне в класс записался мальчик с РАС. Ребенок был полностью невербальным, тревожным. Первые полгода мы привыкали друг к другу, учились доверять. Казалось, что мы стоим на месте и нет никаких сдвигов, но я решила не сдаваться, и на данный момент ребенок полностью адаптирован к обществу, посещает все классные мероприятия, умеет не только говорить, но и считать, писать и читать. Ребенок стал спокойным, усидчивым и, я уверена, продолжит дальше развиваться, что позволит ему состояться во взрослой жизни.
Еще у меня есть ученик с ДЦП и еще с особенностями развития, которые я не имею права раскрывать. Ребенок поступил ко мне 8 лет назад. К сожалению, на занятиях мы были ограничены лишь сидением, так как мальчик сам не передвигается. Он слабо разговаривал, опасался других детей и почти не имел навыков. Сейчас ученик овладел навыками счета, знанием цветов, форм и прочего. Более того, я приобрела ковер, и теперь мы можем заниматься более расслабленно. Мальчик влился в коллектив. Все дети его очень любят, заботятся о нем и ухаживают, а сам ребенок теперь веселит весь класс своими рассказами. Также, если я отлучусь из кабинета, он остаётся за старшего и может повоспитывать других учеников, чтобы они не шумели.
Примеров много, все достигают тех или иных успехов. Но что я могу сказать точно, так это то, что все мои ученики с ОВЗ отлично коммуницируют с другими детьми и взрослыми.
Ежегодно мы с учениками участвуем в фестивале семейного творчества для детей с ОВЗ «Мне через сердце виден мир». Дети выходят на сцену и показывают зрителям представление. Думаю, это одно из больших наших достижений, ведь стоять перед полным залом сложно даже взрослым.
На данный момент в классе у меня будет 6 детей с ОВЗ, а в частной практике более 10 ребят. Жаль, что в сутках только 24 часа. Я бы хотела помочь всем особенным детям, они заслуживают полноценной жизни.
Безусловно сложно работать, у всех ребят разный настрой и нервная система. Кто-то может агрессировать, а кто-то напротив - не проявлять никаких эмоций. Занятия требуют не только моральных сил, но и физических. Тяжелее всего для меня пройти адаптацию с каждым ребенком. Нужно набраться терпения, чтобы дети привыкли ко мне, а я к ним. Как правило, спустя месяц занятия уже идут как по маслу. Даже если у кого-то из ребят произошел эмоциональный всплеск, я знаю как помочь и успокоить ученика.
Родители, конечно же, переживают за своих чад. У них есть страх непринятия их детей другими учениками. Но желание помочь своему ребенку преобладает, они приходят и не остаются разочарованными. Со всеми учениками постоянно проводятся воспитательные беседы о том, что бывают разные дети, особенные и т.д., но это не равно плохие. Важно воспитать в детях сострадание и заботу.
Я не искала учеников, это произошло само собой. Возможно было так называемое «сарафанное» радио, но изначально у меня не было целей искать учеников с ОВЗ. Сейчас я запускаю рекламу, у меня есть группа в социальной сети, где все желающие могут посмотреть ход занятий, погрузиться в процесс и отбросить все страхи, если они их гложут. К огромному сожалению, детей с ОВЗ становится с каждым годом больше и у меня нет необходимости искать учеников, они приходят сами за квалифицированной педагогической помощью.
Но я нисколько не жалею о решении помогать особенным ребятам. Для меня это всего лишь работа, а для них возможность быть своими среди других! И если я могу помочь - я буду помогать!
Наш проект только начал свою работу и дальше мы все подробнее будем раскрывать эту тему и по-своему помогать людям, которые столкнулись с таким диагнозом у своего ребенка. Портал “Гуранка” надеется стать для вас агрегатором всей полезной информации по этой теме.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться