«Фигаро тут, Фигаро там»: нужны ли ребенку секции и кружки?

1
17.09.2020 / Я расту!
Осень – горячая пора для родителей, и не только из-за школ и садов, но и из-за выбора учреждений дополнительного образования. Стоит ли ребёнка отдавать в секцию? Как решить в какую? С какого возраста лучше начинать посещать кружки и секции? Очень много вопросов... И сегодня специалист психологической студии ПСИ-СЕРВИС Татьяна Сумарокова ответит на них для «Гуранки».
Татьяна Сумарокова

Стоит ли привлекать ребёнка к дополнительному образованию?

Этот вопрос решается сугубо индивидуально. В первую очередь, мы говорим о здоровье ребенка. Причем не только физическом, но и психологическом. Если один ребенок может посещать дошкольное учреждение/школу, и еще несколько кружков и совсем не уставать, то другому и в садик/школу ходить каждый день - большая нагрузка. Поэтому, первое, на что следует обратить внимание заботливым родителям – на физическое состояние ребенка. Если выносливость у ребенка хорошая, наблюдаем за эмоциональным комфортом: нравится или не нравится ребенку на занятиях; получает ли он удовольствие от занятий, посещает с радостью или формально, активен или замкнут.

Особое внимание родителей, чьи дети только поступили в 1 класс. Если до этого времени ребенок не посещал кружки и секции, то сейчас не рекомендуем начинать, т.к. у детей идет адаптационный процесс. Новая социальная позиция (я школьник), новый график жизнедеятельности, новые обязанности, новые требования, новый вид деятельности в сочетании с активным физиологическим скачком (возрастное) дают большую нагрузку на физическое здоровье ребенка. Отсюда и повышенная утомляемость.

При благоприятной адаптации в школе включение ребенка в систему дополнительного образования показано со 2-го полугодия.

В каком возрасте можно начинать отдавать ребёнка в различные кружки и секции? Какова должна быть продолжительность занятий?

В каждом возрастном периоде есть показания к развитию определенных способностей, можно ориентироваться на эти данные. Иначе, это называется возрастная сензитивность (понятие введенное Л.С. Выготским) свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики.

  • 1,5-3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка.
  • 3-4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств.
  • 4-5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие.
  • 5-6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения.
  • 8-9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

Таким образом, дополнительное образование показано детям всех возрастов, но важно соблюдать временные нормы занятий.

В любом кружке или секции занятия делятся на основной вид деятельности (обучение новым навыкам) и второстепенный (возможность смены вида деятельности, в виде динамических пауз, пальчиковых гимнастик, дыхательных упражнений и др). Так основной вид деятельности для детей 2-3 лет – 10 минут; 3-4 г - 15 мин; 4-5 л – 20 мин; 5-6 лет – 25 мин; 6-8 лет – 30 мин, 8-9 лет – 45 мин (интеллектуальная деятельность) - 1 час (физическое развитие).

Что делать, если ребёнок ничем не увлечён? Стоит ли принуждать ребёнка к занятиям?

Ребенок всегда чем-то увлечен, вся незадача в том, что эти увлечения не совпадают с родительскими представлениями о важности и полезности их деятельности. Подумайте об этом. Вспомните себя, когда вы были детьми, все ли ваши занятия нравились родителям? Как они вели себя? Что в итоге выбрали вы? Что сейчас думаете об этом?

Как вы можете заинтересовать ребенка и найти дело по душе?

Ребенок может заинтересоваться только тем, что ему интересно, с чем он знаком. Поэтому первостепенной задачей родителей является предоставить возможность для расширения кругозора. Здесь помогут походы в музеи, театры, кинозалы, спортивные развлечения, детские центры с разнонаправленными тематическими днями, мастер-классы, разные экскурсии, чтение книг, журналов. Полезны встречи с интересными людьми: если есть возможность, познакомьте ребенка с профессионалами. Хорошо, если среди ваших друзей найдутся художник, скульптор, архитектор, врач, ученый, музыкант, спортсмен…. Сейчас актуальны различные онлайн встречи со специалистами, причем передачи можно подобрать как для детей, так и для старших школьников.

Самым заразительным вариантом для детей – являются увлечения родителей. Но это работает, только если вы допускаете ребенка в свой мир увлечений. Это могут быть оригами, сборка моделей, танцы, пение, спорт, фотография, рисование.

Еще один вариант заинтересовать - выбирайте для ребенка подарки, которые могут стать основой будущего увлечения (различные инструменты, наборы для ручной работы, фотоаппарат или микроскоп).

Важно показать ребенку, насколько велик мир увлечений. Чем ярче и разнообразнее жизнь, тем больше вероятности, что ребенок найдет свое увлечение. А ваша родительская задача – наблюдать и получать обратную связь от ребенка о степени его заинтересованности.

Принуждать к каким-либо занятиям не стоит, ваша задача заинтересовать.

Как и в каком возрасте родителям можно разглядеть скрытые таланты ребёнка?

Способности у некоторых детей начинают проявляться уже с дошкольного возраста. Обычно ярко выражены следующие предпочтения: вокал, рисование/лепка/аппликация, конструирование, танцы, театральная деятельность, увлечение иностранными языками, математические и логические игры, речевые занятия (рассказывание стихов, проигрывание ролей, пересказы, чтение, беседы об окружающем мире), спортивные игры, игровая деятельность и общение со сверстниками, лидерские качества (способность организовывать других).

Если вы посещаете дошкольное учреждение – есть возможность узнать у воспитателей, что больше нравится и что получается у вашего ребенка.

Психологи используют в работе «Карту интересов ребенка», различные тесты способностей, проводят диагностику нервно-психического развития. Кстати, последнее исследование очень важно, оно включает в себя диагностику всех познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, состояние развития речи, общей осведомленности, речи, что является фундаментом для успешного развития ребенка в любых сферах. Иногда, у детей наблюдается дисгармоничное развитие – когда что-то очень хорошо удается и нравится ребенку, а что-то совсем не усвоено. И родители, за выраженными способностями, упускают важную составляющую – общее развитие ребенка.

В домашнем режиме вы можете узнать о способностях ребенка, внимательно наблюдая за ним, его играми, занятиями и увлечениями, организуя его досуг.

У каждого из нас есть уникальные возможности познакомить ребенка с нашим необъятным миром полным чудес, тем самым, показать ему дорожку для новых, интересных открытий и увлечений.

Различные кружки, секции – это, конечно, хорошо, но главной задачей для ребёнка всегда была учёба в школе. Влияют ли занятия дополнительного образования на успеваемость ребёнка в школе, на его поведение со сверстниками – на эти и другие вопросы ответит почетный работник общего образования РФ, учитель географии – Матвеева Людмила Николаевна.

Матвеева Людмила Николаевна

– Людмила Николаевна, что вы думаете про дополнительное образование детей?

– Я считаю, что дополнительное образование для детей просто необходимо. Занятия детей в различных кружках и секциях положительно влияют на успеваемость детей. Дети становятся более собранными, рационально распределяют своё свободное время. Каждый руководитель кружка полностью заинтересован в том, чтобы занятия оказывали положительное влияние, т.к. от этого зависит наполняемость группы и посещаемость занятий.

–Замечаете ли вы различия между детьми? Те, которые чем-то увлечены помимо учёбы – более открыты, уверены?

– Дети, которые заняты в кружках открыты, уверены, а главное, они умеют общаться со своими сверстниками, такими же увлечёнными как они.

– Кружки и секции, по-вашему, лучше посещать при школе или вне школы?

– Кружки можно посещать как в школе, так и вне её. Самое главное, чтобы были специалисты, которые смогут работать с детьми, заинтересовать их своим делом. Как правило, педагоги дополнительного образования - люди увлеченные, влюблены в своё дело, и свою влюбленность с удовольствием передают ребёнку.

– Какие советы вы можете дать родителям в отношении дополнительного образования?

– Родители не должны препятствовать выбору детьми секции или кружка. А если у ребёнка возникают трудности в выборе, то подойти к этому мудро и грамотно.

Лучше, если ребенок будет развиваться разносторонне, то есть посещать два разноплановых занятия: спортивную секцию и кружок художественно-эстетического направления. Не каждый становится великим спортсменом, знаменитым художником или музыкантом, но каждый хочет быть физически и интеллектуально развитым.

Читинские родители, как правило, единодушны в мнении насчет дополнительного образования – однозначно «за»:

Захарова Елена

Захарова Елена

Я считаю, обязательно нужно отдавать ребёнка в различные секции и кружки, если у него есть желание и стремление к дополнительному образованию. В возрасте 6 лет я отдала сына на плавание. Ранее мы пробовали дзюдо и биатлон, остановились на плавании по желанию ребёнка.

Если ребёнок занимается, выполняет уроки, вовремя сдает хвосты - это не влияет на его успехи в школе. Конечно, есть пробелы в учёбе из-за выездных соревнований, но ребенок договаривается с учителями, чтобы их не было, старается исправить ситуацию.

Ольга

– Как вы смотрите на дополнительное образование своего ребёнка? Стоит ли нагружать ребёнка помимо школы?

– Смотрю положительно, считаю, что помимо школы ребёнок должен также развиваться, посещать различные кружки и секции. Что касается возраста, здесь всё зависит от пола ребёнка и от вида секции. Девочку, если на танцы, – то отдала бы с 7 лет. Что касается мальчиков – если вид деятельности боевые искусства, то лет с 7-8. А, например, кружки, связанные с вязанием, шитьем, я думаю, лет с 8.

– Как выбирали направление секции? По своему усмотрению или по желанию ребёнка?

– Секции выбирала по своему усмотрению, но и, конечно же, советовалась с ребёнком, хотел ли бы он ходить, если категорично нет – значит, нет.

– Влияет ли дополнительные занятия на успеваемость в школе?

– Здесь вопрос двоякий и зависит всё от индивидуальных способностей ребёнка. Есть дети, которые хватают всё на лету и могут совмещать и школу и секции, а есть такие, которым могут секции только мешать учебе, может просто не хватать сил на уроки. Могут утомляться в виду слабого, например, здоровья, поэтому не всегда секции играют положительную роль в успеваемости.

1 Комментарии
23.09.2020 08:27   Гость_Полина
Дополнительное образование помогает детям вырасти полноценными личностями
Дополнительное образование помогает детям вырасти полноценными личностями
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя