Формула верного поведения: как быть родителям, если ребенку не понравилось в лагере

0
22.06.2023 / Я расту!
Лето - время каникул и детских лагерей. Обычно лагерь ассоциируется с довольными детьми, интересным досугом и друзьями. А что, если у вашего ребенка всё пошло не по этому сценарию? Что если что-то омрачило отдых и теперь он ни за какие коврижки ехать в лагерь не хочет? Нужна срочная помощь психолога. Мы смоделировали несколько разных ситуаций вместе с психологом “Пси-сервис” Анной Сивовой и попытались в них разобраться, а главное вывели для родителей формулу верного поведения.

Не задалось общение со сверстниками

Начнем с самой распространенной проблемы - не смог ребенок найти общий язык со сверстниками. Что делать в такой ситуации?  

Подскажите попробовать среди сверстников найти того, кто все же нравится, предложите понаблюдать, а затем помогите начать общение, расскажите, как подойти и завести разговор первым. Попросите обратиться к вожатым с этой проблемой. Если самостоятельно у ребёнка не выходит, созвонитесь с вожатыми сами, попросите о помощи. Старайтесь не злоупотреблять этой возможностью, ведь если родители ежечасно звонят с разными просьбами, это не только не сделает детей более самостоятельными, но и может настроить против себя.

Фото: предоставлено Анной Сивовой

А если ребенок не поладил с вожатым или с кем-то из администрации?  

Подскажите фразы для примирения, если ребёнок действительно виноват и сам так считает, способы загладить вину и попросить прощения. Если вожатые или администрация притесняют несправедливо, стоит вмешаться родителям, поговорить деликатно, помня о том, что это люди, которых вы выбрали, привезя именно в этот лагерь. Ребёнку, в любом случае, нужно объяснить поведение взрослых и их чувства. Обязательно будьте на стороне ребёнка, даже если вина лежит на нём, упрёками делу не поможешь.

Не понравились бытовые условия

Поищите плюсы: спартанские условия закаляют, учат терпению и умению преодолевать  трудности. Попробуйте решить конкретную проблему. Бывает, просто «полотенце жесткое», согласитесь, это незначительная причина для беспокойства, его можно заменить или привезти своё из дома. Всегда есть вариант поменять комнату, раз уж в прежней совсем плохо. С другой стороны, базовые потребности в еде, тепле, тишине во время сна и т.п. должны быть удовлетворены.

Фото: ru.freepik.com

Ребенок, в принципе, еще не достаточно самостоятелен и психологически не готов к детскому лагерю. 

Не все дети одинаково хорошо привыкают к лагерю и одна и та же смена, педагоги и вожатые у разных детей могут вызвать разные эмоции. Конечно, если ситуация критическая, то ребёнка лучше забрать, но важно помнить, что это не научит его решать неизбежные трудности самостоятельно. Когда ребёнок едет в лагерь в первый раз, лучше не отправлять его очень далеко, чтобы была возможность встретиться, поддержать. Иногда этого достаточно: поговорить, обняться, получить вкусностей или сувенирчиков, чтобы детям захотелось снова на смену, похвастаться гостинцами с друзьями.

Проверьте, прежде чем отправить в лагерь, умеет ли ребёнок самостоятельно ухаживать за собой в плане культурно-гигиенических навыков, заводить новые знакомства, беседовать на разные детские темы. Дети с неврологическими особенностями сложнее адаптируются в детских лагерях по статистике, но это не значит, что пробовать не стоит, если нет противопоказаний. Например, начать с лагеря с дневным пребыванием, городского или пришкольного.

А если ребенок не выдержал режим лагеря, где очень много активностей, заданий, творчества. Вообще такое может быть? И как быть в такой ситуации?

К любому режиму нужно привыкнуть, на это есть период адаптации. Какие бы трудности не случились, чаще обычного они происходят в первые 4 дня и примерно в середине смены. Начало смены – адаптационный период, у всех длится по-разному, но, как правило, за первую неделю все дети привыкают к новому режиму, обстановке, питанию, мероприятиям. Чаще всего дети звонят и просят забрать с разными поводами именно в этот отрезок времени.

Для того, чтобы адаптационный период сгладить, нужно к поездке готовиться. Что можно предпринять:

  • Рассказать о своих детских поездках в лагерь.
  • Рассмотреть фотографии поездок в лагерь других детей, папы и мамы.
  • Познакомиться с сайтом лагеря.
  • Уточнить программу лагеря и обсудить с ребёнком.
  • Если есть возможность, установить контакт с другими детьми, которые собираются ехать в этот лагерь, устроить совместные прогулки перед лагерем (родителям познакомиться тоже не помешает, ведь вместе переживать о своих чадах легче).
  • Настраивать на оптимистический лад, но и не скрывать трудности, обязательно рассказывая, как с ними можно справиться.
  • Договоритесь, как будете связываться, если нужно, можно выбрать дни или ежедневное время, а затем обсудите это с вожатыми, чтобы не было противоречий с режимом.
  • Познакомиться с вожатыми и педагогами, если это возможно. Другой вариант – зайти на странички их социальных сетей. В любом случае договориться, что им можно доверять и обращаться за помощью.
  • Устроить репетицию и отправить ребёнка на ночёвку к друзьям или родственникам, если он никогда не ночевал вне дома или без родителей. Обязательно обсудите эмоции и чувства, появившиеся от этого приключения.
  • Попробовать жить по режиму лагеря.
  • Попробовать заводить новые знакомства, например, в парках, в развлекательных центрах, делиться впечатлениями.
Фото: ru.freepik.com

При любой из трудностей попробуйте обсудить:

Какие чувства испытывает ребёнок, согласитесь с ними, не спорьте, расскажите, когда у вас бывало что-то похожее.

Кто рядом с ребёнком из сверстников, кто из взрослых – кто может помочь? Порепетируйте фразу с просьбой о помощи, помогите самостоятельно обратиться к кому-то. Можно отдельно позвонить вожатым или педагогам, чтобы удостовериться, что проблема будет решена, говорить ли об этом детям, решите сами по ситуации. Кому-то важно знать, что мама помогает, а кому-то это будет лишним, и ребёнок будет стыдиться.

Ни в коем случае не старайтесь решить проблему агрессивно, ребёнок далеко от вас с теми людьми, которым вы его доверили, поэтому конфликты с ними ни к чему хорошему не приведут. Поэтому и ребёнка учите защищаться дипломатично.

В заключение хочу отметить, что почти все дети не хотят уезжать из лагеря, если они пробыли в нём до конца смены. Бывает, что плачут по приезду домой, скучая по друзьям и вожатым, долго вспоминают и хранят поделки. Психологическая польза детских летних лагерей  неоценима – это и развитие коммуникативных навыков, улучшение самооценки, физическое оздоровление. А трудности даже помогают на пути приобретения такого нужного опыта.

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных