Мама мыла раму: когда и как начать учить читать ребенка?

2
01.02.2017 / Я расту!
У каждого ребенка рано или поздно наступает момент, когда он узнает об интересном мире букв и начинает интересоваться ими. Чей-то малыш уже в два года с легкостью отчеканит весь алфавит, у кого-то и в пять лет – любая буква называется «А». Однако, в обоих случаях специалист может увидеть как плюсы, так и минусы развития ребенка.

К примеру, раннее обучение через пару лет может спровоцировать потерю мотивации, т.е. ребенку попросту может стать неинтересно учиться. Или, напротив, к 6 годам у дошкольника «щелкнет» в голове, и в один миг он поймет, что буквы совершенно разные и их легко складывать в слоги. Все индивидуально, именно поэтому, гениальные умы и разработали массу методик для обучения чтению. Для разного возраста и уровня познаний. Вот самые популярные из них:

Раньше, чем говорить или «С пеленок»

Этот метод обучения можно применять на своем чаде буквально с младенчества. Уже многие родители знают его как метод Гленна Домана. Суть его в следующем: ребенку в течение секунды показывают карточки со словами, написанными крупными красными буквами. Каждое слово громко и чётко произносится взрослым. Начинают с простых и коротких слов, затем слова становятся длиннее, объединяются в словосочетания и предложения. Разработчики считают, что чтение целыми словами более физиологично, чем чтение по буквам. Лично меня смущает, что методика напоминает рутинную загрузку информации в компьютер. В России методика Домана была доработана Андреем Маниченко, создавшим системы развития интеллекта «Умница» («Чтение с пелёнок», «Букварь с пелёнок» и др.). Они адаптированы к возможностям русского языка и включают игровые элементы, позволяющие сделать процесс обучения более интересным для родителей и для малыша.

Ура! Склад!

Методу глобального чтения по словам можно противопоставить метод чтения по складам.  Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква (СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т). Склад  - это совсем не то же самое, что слог: они могут совпадать, но не всегда (например, в слове «всплеск» 1 слог, но 6 складов). Самой известной из складовых методик является методика Николая Зайцева. «Азбука вредна!», - утверждал  он, ведь дети, которые учатся читать, связывая картинку и букву, затем не могут понять, как из «зебры – аиста – ящерицы – цапли» получается «ЗАЯЦ». Помогают в освоении грамоты кубики Зайцева. Родителям, «занимающимся по Зайцеву», придется совершенствовать свои вокальные навыки и тренировать память. Дело в том, что склады не просто проговариваются – они пропеваются. Начинать занятия рекомендуется с 2 лет, но первый раз предложить кубики можно и в полгода.

Сначала пишу, потом читаю

Научить ребенка написать, а затем прочитать написанное – один из принципов обучения чтению по Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, Монтессори пришла к выводу, что для ребенка проще нарисовать букву, чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем, начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче. Заниматься по этой методике лучше с 4,5 лет. Здесь главное – хороший словарный запас. Непосредственно чтение по Монтессори начинается для ребенка с карточек со словами и картинками, которые подразделяются по степени сложности, а нужные при этом игровые упражнения закрепляют  навыки.

Читаю, как слышу

Звуковой метод обучения чтению – для нас родной.  Именно по этой методике в советское время учили читать детей в школах, по этой же методике учат читать детей и во многих современных школах. Самое главное здесь - следить за правильным произношением звуков. То есть не говорить ребенку – это буква Мээ, а это буква Бээ, иначе потом возникнут трудности с формированием слога. Только Мм, только Бб, гласные протягиваются. Как правило, логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи. Но, подходит он только для детей старше 5 лет, у которых уже развился важный для овладения навыком чтения фонематический слух.

Я привела только самые фундаментальные методы обучения чтению, на основе которых придуманы и освоены еще десятки способов, все их сегодня можно изучить в интернете. А вот советы опытного читинского логопеда Юлии Марченко найдете только на «Гуранке».

Итак, по мнению дошкольного специалиста, самое главное для любого ребенка – это развитие его мелкой моторики. Именно с этого начнется хорошая речь, что в свою очередь станет главным залогом легкого обучения и правильного чтения. Самое элементарное – почаще рисовать, а лучше раскрашивать. Делать штриховки, обводить прописи. Начинать с больших картинок, если ребенок 2-3 лет и постепенно переходить на более мелкие. Приветствует педагог различные вспомогательные материалы – магнитные азбуки, электронные игры, кубики с буквами. Настаивать на обучении Юлия не советует, если ребенок маленький, пусть просто играет. Ну а уже с 5 до 6 лет маме или папе уже нужно проводить небольшие уроки, в игровой, конечно, форме, но с предельной концентрацией внимания ребенка. По продолжительности занятие не должно быть больше 15 минут, важна также регулярность. Самый главный аспект физиологичной готовности ребенка к чтению – владение всеми звуками. В этом возрасте допускается только слабое «Р». Если же дошкольник плохо выговаривает «Л», «С» или, например, «Ш» лучше сначала обратиться к логопеду. Подготовкой к школе сегодня занимаются многие развивающие центры, однако, не все они одинаково полезны, считает Юлия. Читать учат далеко не везде, чаще всего под подготовкой подразумеваются небольшие занятия, на которых дети заполняют прописи, учат стихи, знакомятся с буквами и цифрами.

В детских садах отныне тоже не учат читать. В подготовительной группе будущих первоклашек учат выделять в словах звуки, различать гласные, согласные, мягкие согласные звуки в словах, находить ударные слоги. По словам специалистов, если ребенок всё это может делать, значит уже на 99% он  легко освоит чтение.

Ирина: «Старшего сына специально читать не учила. Покупала такие мягкие наклейки в виде букв и на дверях развешивала. Спрашивал – говорила. И как-то до него дошло, сам читать научился, но это уже после шести лет. Среднего пока не хочу учить, ему еще и четырех нет. Почитала про вред раннего развития. Если сам будет спрашивать - буду отвечать, нет, так нет. Ну а время придет, надеюсь тоже сам научится».

Татьяна: «У сына была мозаика – к букве надо было подобрать нужную картинку, она ему очень нравилась, подолгу раскладывали с ним сидели и вот в 2,5 года он у меня знал уже все буквы. А потом интерес как-то переключился, и он стал подзабывать их. После пяти стала пробовать учить читать, купили букварь Жуковой, но как-то он не понимал, что я хочу от него. В «Орнамент» записались, там и научился. Дочери сейчас 4 года, у нее есть маленький планшетик, который просит найти определенную букву, нажимать ей нравится, но с буквами не угадывает, не запоминает. Думаю еще рано ей. А когда время придет – посмотрим, может в саду научат».

В школу сегодня без вопросов берут как читающих, так и нечитающих детей. По словам учителя начальных классов Екатерины Сосниной, обычно в 1-м классе детей негласно приходится делить на бегло читающих, на тех, кто читает пока еще по слогам и тех, кто не читает вовсе. Гораздо проще было бы работать с детьми, если бы они читали все, либо, напротив, дружно не имели такого навыка. От умений ребенка зависит и выбор учебной программы. Некоторые из них, к примеру, «Школа 2100», рассчитаны на читающих детей. А вот мнение многих мамочек, что нечитающие останутся в хвосте, не всегда верно. Часто бывает так, что дети быстро понимают, что от них требуется, легко осваивают материал и влюбляются в чтение. А те первоклашки, кто освоил грамоту уже давно, теряют интерес к книгам. Тем не менее, на вопрос учить читать или все-таки нет, педагог советует учить. Только с оговоркой, что  делать это нужно правильно, чтобы в школе ребенку не пришлось переучиваться. Если есть возможность, то лучше всего доверить дитя специалистам. Также занятия для будущих первоклассников проводят в каждой школе. Заодно на них можно познакомиться с учителем и будущими одноклассниками.

2 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

01.02.2017 07:55   Гость_ЛоЛиТа
Очень полезная статья. Огромное человеческое спасибо редакции!
Очень полезная статья. Огромное человеческое спасибо редакции!
Ответить
03.02.2017 06:55   Гость_Мама Гуранка Читинская
Моя подруга читает с 4 лет. Я сама с 4,5. Считаю чем раньше -тем лучше!
Моя подруга читает с 4 лет. Я сама с 4,5. Считаю чем раньше -тем лучше!
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных