«Мама, я сам»: как научить ребенка самостоятельности (ликбез для родителей)

0
04.03.2023 / Я расту!
О самостоятельных детях мечтают все родители. Чтобы ребенок по доброй воле садился за уроки, сам убирал за собой игрушки, и не надо было напоминать про чистку зубов. Но воспитать в ребенке самостоятельность - дело совсем не простое. А вы знали, что некоторыми действиями можно блокировать развитие самостоятельности? Поможет нам разобраться в перипетиях воспитания медицинский психолог с 26-летним стажем, логопед, специалист в области ароматерапии, песочной терапии, терапии предметами искусства Елена Сизикова.
Фото: ru.freepik.com

Елена Петровна, расскажите, с какого возраста нужно приучать ребенка к самостоятельности?

В первую очередь важно определить, что такое самостоятельность. Исходя из ответа на этот вопрос,  будут очевиден как ответ на этот вопрос, так и многие другие важные моменты воспитания ребенка.

С позиций психолингвистики - «самому стоять». Для того, чтобы стоять, нужна опора, основа, база, на которую должен опираться ребенок. То есть иметь свои собственные представления о чем-то, быть уверенным в своих убеждениях, иметь способность независимо мыслить, делать выводы.

Фото: предоставлено Еленой Сизиковой

Вопрос самостоятельности ребенка у каждого родителя возникает особо остро, когда родное чадо идет в школу. Чаще всего родители приходят на консультацию с запросом, как сделать так,  чтобы ребенок самостоятельно выполнял домашние задания, и вообще, чтобы успешно учился.

С чего начинать?

Конечно, с себя. Самим родителям важно уметь брать ответственность на себя, уметь самим распределять время для работы, выполнения домашних дел, отдыха, а главное - внимания супругу (супруге), ребенку, своим близким. Так же важна позиция и отношение к ребенку родителя в целом, начиная с самого момента, когда было принято решение стать родителем.

Как родителям подготовиться к приучению ребенка? Может, вы посоветуете книги, которые можно прочитать? Или  дадите свои практические советы?

В первую очередь вопрос - для чего нужен ребенок?

На этот вопрос отвечают по-разному. Приведу ответы женщин и, исходя из вопроса  мотивации появления ребенка в семье,  можно строить прогноз, насколько благополучной будет беременность, роды и насколько благополучен, счастлив и даже здоров сам ребенок будет в будущем.

Для того, чтобы был, ведь у всех есть. Возраст, куда же тянуть…

Для того, чтобы муж никуда не ушел, рожу и тут-то он точно будет со мной...

Для себя, чтобы не быть одним в старости, будет кому стакан воды подать…

Ребенок от любимого человека, просто, чтобы был…

Три ступени расставания с ребенком  - база самостоятельности

Поэтому - когда начинать приучать к самостоятельности? - с самого начала! Необходимо понимать, что рядом с вами появилась самостоятельная личность, со своими индивидуальными особенностями, со своими чувствами, характером и судьбой. Я часто говорю на своих консультациях о том, что рождение ребенка - это первое расставание, второе - отлучение от груди, третье - когда становится на ножки и начинает самостоятельно передвигаться, и, наконец, он говорит  «я сам». И когда у мамы мотивация «ребенок ради ребенка», то ребенок получает не тревогу и беспокойство, а любовь и принятие. В этот момент, я считаю, и формируется база, основа самостоятельности.  Важно, чтобы ребенок чувствовал принятие, одобрение и поддержку родителей, что бы он ни захотел сделать: выбрать платье или игрушку, когда собирается в детский сад, либо помыть посуду или полы, либо высказать свое мнение, когда вы вместе с ребенком размышляете над сложной ситуацией.

Фото:ru.freepik.com/rawpixel-com

Гиперопека – самая разрушительная модель воспитания

Невольно приходится сравнивать позиции некоторых родителей. Иногда встречаются родители, которые решили всю свою жизнь посвятить ребенку. Изолировали его от домашних обязанностей, дополнительных занятий после школы, не делятся новостями, не рассказывают о своей работе, не говоря уже о своих собственных переживаниях или достижениях. Иногда  встречаются подростки, интеллектуально достаточные, но они  не знают, где и кем работают родители. Воспитание по типу гиперопеки или «кумира»  в семье считаю самым разрушительным. Оно приводит к тому, что ребенок полон страхов и неуверенности, блокированию самостоятельности. Проявление любви к ребенку, особенно в подростковом возрасте - это быть откровенными, делиться с ребенком, говорить о своих чувствах, поднимать непростые темы и слышать рассуждения ребенка, дать ему  возможность  высказать свое мнение.  

Так же - это предъявление требований, соответственно возрасту ребенка. Единство  требований всех членов семьи тоже важная составляющая воспитания самостоятельного человека.  Важным моментом является  приучение к определенному распорядку дня, когда готовить уроки, когда дополнительные занятия, прогулка. С помощью соблюдения режима дня ребенка можно научить ценить время, как можно использовать время продуктивно. К режиму дня важно научить ребенка строить планы на будущее. Наглядно, с календарем, карандашом и листком бумаги составить план на ближайший месяц. Если ваши дети учатся в школе, очень важно вместе с детьми распределять и распланировать очередную четверть. Как распределить свои силы, чтобы успеть получить положительные оценки за неделю и по каким предметам. Здесь важно определить, сколько часов по каждому предмету отведено за четверть, сколько праздничных, выходных дней, когда начнутся контрольные работы. Ребенок и вы сами будете представлять, что и когда необходимо выполнить и что вы планируете на выходные.

Похвала  за первые, казалось бы, незначительные шаги к самостоятельности, за выполнение ваших просьб, соблюдение режимных моментов придаст ребенку уверенности и желание делать все самостоятельно.

Фото: ru.freepik.com

Развиваем самостоятельность, гибкость мышления и быстроту ума

Все дети разные и у каждого свои индивидуальные особенности. Как понять, что уже может ребенок делать самостоятельно?

Важно учитывать индивидуальные особенности, но если любить ребенка, относиться к нему с уважением, то можно понять, что посильно для него сейчас при его особенностях, а что нет. Например, можно ли отправлять одного в транспорте, доверять включать газовую или электрическую плиту и т.д. Сначала нужно убедиться, что ребенок овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками. Так мы подошли к самому важному - это развитию мышления. Есть такие интересные понятия, как самостоятельность, гибкость  мышления, быстрота ума, то есть способность находить пути решения самых различных вопросов и задач. В том числе социальных и бытовых.

Как развить самостоятельность, гибкость, самостоятельность  мышления и когда начинать?

Опять же, с самого начала, когда ребенку именно мама, папа, а не Алиса, Маруся, или другой электронный гаджет читает сказки. Важно порассуждать, пофилософствовать после прочтения, например, можно ли встретиться с подобной ситуацией в жизни. В 2-3 года нужно рассказывать и читать (лучше наизусть) стихи Агнии Барто, К. Чуковского, С. Михалкова и других замечательных детских поэтов. С  четырех лет, иногда и раньше,  можно использовать загадки, пословицы, поговорки в зависимости от какой-либо ситуации. 

В предподростковом возрасте 8-9, 10 лет совместное чтение произведений литературных классиков, художников, обсуждение впечатлений о классической музыке. Изучение сказок, пословиц, поговорок, произведений литературных классиков, художественного, музыкального искусства  это  не только развитие речи, мышления, но и приобретение социального опыта. В 11-14, до 16 и даже 18 лет важно дать ребенку ресурс. Важно, чтобы ребенок слышал именно в этом возрасте о том, что вы уверены, что он сможет найти выход из самой сложной ситуации в школе, с друзьями, одноклассниками, с ребятами во дворе.

А если время упущено? Можно ли приучить к самостоятельности подростка?

Время не может быть упущенным, я считаю, что никогда не поздно пересмотреть свои позиции и помочь ребенку научиться самостоятельно принимать решения.

Есть ли какая-то схема, как правильно учить ребенка чему-либо? Я слышала про схему «показать → сделать вместе → дать сделать с подсказкой → дать сделать самому», как вы к ней относитесь?

Да, абсолютно согласна со  схемой. Если эту схему применить в виде игры, с уважением и любовью.

А как можно заинтересовать ребенка? Это же важно, тогда он будет делать любое дело с удовольствием. Есть какие-то приёмы или механики?

Заинтересовать ребенка можно игрой, хорошим настроением, позитивным мышлением, перспективой.

Какие ошибки совершают родители, когда обучают малышей самостоятельности? Можете назвать основные, чтобы предостеречь от ошибок наших читателей?

Ошибка - это относиться к ребенку очень серьезно, с напряжением и тревогой. Серьезным тоном  требовать от ребенка самостоятельности, постоянно говорить фразы, наподобие таких: «ты должен делать сам», «я не буду тебе помогать», «одевайся сам», «убирай игрушки», «делай уроки» и все в этом духе. Наказывать, применять санкции. Только общаясь, делясь, доверяя и уважая своего ребенка, мы можем избежать ошибок, которые могут привести к блокированию  самостоятельности. 

Фото: ru.freepik.com

Какие бы ошибки вы ни совершили в деле развития самостоятельности у ребенка, очень важно их признать и начать исправлять. Как говорит наш эксперт, никогда не поздно научить ребенка самостоятельно принимать решения, развивать мышление и гибкость ума.  И пусть в вашей семье растет самостоятельный, ответственный малыш!

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных