Мурлыкайте на здоровье! Простые логопедические упражнения на постановку звука Р
Большинство отечественных логопедов сходятся во мнении, что научиться правильно и бегло произносить звук Р - одна из самых сложных речевых задач для малышей. Мало кто из них справляется с ней самостоятельно и в срок. Однако помочь им способны не только специалисты, но и сами родители. С помощью элементарных логопедических упражнений.
Звук Р: правильно-неправильно
Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его
воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная
вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения».
Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в
формировании правильного произношения звука Р.
Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего
поколения не так уж и много. Самые распространенные детские «издевательства»
над звуком Р:
- Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где
звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо
гараж), ма_оз (вместо мороз);
- Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо
корова), лука (вместо рука),класка (вместо краска), ыба (вместо
рыба);
- Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка
(особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р
не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать (как
принято во французском языке), или излишне вибрировать (что характерно для
английского).
Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала попросите малыша
«порычать» - иными словами, несколько раз произнести звук Р сам по себе, а не в
составе каких-либо слов. Затем пусть ребенок повторяет за вами слова типа:
ворона, король, трава, порядок и т.п. Если ребенку не удается одиночный звук Р,
то первым делом вам предстоит поупражняться именно в этом — научить малыша
произносить звук Р сам по себе. Если же «рычит» ребенок «на отлично», а вот в
словах произносит звук Р неправильно — то практиковать правильное произношение
следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.
Освободить звук Р «из-под узды»
Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку
звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы,
полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно
научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения
декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека,
то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация
профессионального и опытного логопеда.
Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р
объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом,
малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением
подъязычной связки — так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить
только врач.
В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто
не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том
числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и
специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо
подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму —
резать или нет - и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не
волнуйтесь - современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения
«уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе —
и упражнений на постановку звука Р.
Другие причины неправильного произношения звука Р
Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом
случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р,
сколько... гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное
«движение во рту» - пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это
обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает
челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и
прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют
подвижность органов речи.
Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как
правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые
конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи)
проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или
при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также
мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)
«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое
дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее
распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический
насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания
сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания
используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими
упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под
индивидуальные особенности ребенка.
Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки - в том числе и
звук Р - определяется не только развитым артикуляционным аппаратом и
особенностями речи, которую постоянно слышит ребенок, но отчасти и генетически.
Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не
наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и
приступайте к ежедневным упражнениям.
Логопедическим упражнениям - самое время
Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять
лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился.
В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы, в небо улетают шаиики, а
молоко дают коёвы...
Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно
проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие
специфические упражнение вам стоит с ним практиковать. Но помимо особой
гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р
набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей
крохой. Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в
день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.
Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится
условно на три этапа:
- сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук
изолированно, сам по себе;
- затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
- и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и
скороговорках.
В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на
ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить
сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает — ребенок пугается и
вообще отказывается тренироваться.
Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут
Наберитесь терпения и
идите от простого к сложному. К счастью или к сожалению, но логопедическая
задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать —
если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в
одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь
играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и
укрепление артикуляционного аппарата.
Запомните
одно простое правило: любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить
ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь — это ваша
проблема, не малыша. И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять
речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные
звуки произносить, а для малыша это всегда - огромный труд, дискомфорт, а
иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.
Выдумывайте забавные и
потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные
речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша
— и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками
родной речи. Даже с таким коварным, как звук Р.
Упражнения для разминки
Постановка звука Р -
это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и
«разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для
разминки:
Упражнение
«Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее,
словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов
и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.
Упражнение
«Маятник». Как и в первом случае — нужно улыбнуться, открыть рот.
Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого
уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.
Упражнение
«Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к
верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя
положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем,
открываем-закрываем. Около 15-20 раз.
«Чистим
зубки». Исходное положение — улыбаемся и открываем ротик.
Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо,
словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного
положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней
стороны, как бы проверяя — на месте ли он.
Упражнение
«Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а
кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться
произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз
уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».
Все эти упражнения
отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно
растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые
постановочные упражнения.
Упражнения на постановку звука Р
К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной
ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:
- Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов,
ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите
его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться
произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш
должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
- Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель
(его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в
интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша,
часто — с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень
аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка,
приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе
к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно
введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать
его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на
свой звук «ж-ж-ж» - таким образом он почувствует создаваемую воздухом и
колебаниями шпателя вибрацию.
- Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за»,
отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте
ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это
логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно
отчетливый звук «Р».
- Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а
сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В
этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в
словах типа «рифма», «рис», «рисунок»...
Известно, что в молодости Ленин очень комплексовал из-за своей картавости.
И одно время будущий вождь мирового пролетариата уделял большое внимание
упражнениям на постановку звука Р. Поскольку артикуляция звука Р сходна с
артикуляцией звука Д, он тренировался на словах, в которых Д и Р стоят рядом.
Нередко из комнаты Володи можно было слышать логопедическую «мантру»: драка,
дрова, дразнить...
Вы и есть - «учитель года»!
Поскольку дети — это
великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать
своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно
вы и есть для вашего ребенка — самый лучший учитель и наставник.
Наклоняйтесь к нему
поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику
лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить
звуки. Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером — и
он обязательно освоит правильное произношение. И наберитесь терпения — на
отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких
дней до нескольких месяцев.
Как только вы
услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях,
начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» - то
есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в
начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным
простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же —
звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет
уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.
Многие родители воспринимают трудности с произношением звука Р как
серьезную проблему. Подключают к «беде» сонм педиатров и логопедов, а ребенка
начинают стращать будущими сложностями в общении... Если вы сознательный и
любящий родитель — остановите эту «истерию» в зачатке! Научите своего малыша
относиться к трудностям (в том числе и с произношением) дружественно, спокойно,
и с юмором. И если вам удастся превратить логопедию в увлекательную игру, вы и
ваш ребенок выиграете в любом случае - либо он освоит звук Р, либо
научится «терпеть неудачи», оставаясь уверенным в себе человеком.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться