Помогала нам разбираться, что же не так делали родители Кевина и как лучше поступать, чтобы в огромной семье ребёнок не оказался одиноким, Татьяна Кузьмина, главный специалист отдела психологического сопровождения персонала ДКМЦ.
Помогала нам разбираться, что же не так делали родители Кевина и как лучше поступать, чтобы в огромной семье ребёнок не оказался одиноким, Татьяна Кузьмина, главный специалист отдела психологического сопровождения персонала ДКМЦ.
“Напомню, это история о том, как забытый огромным семейством Маккаллистеров маленький мальчик решает самостоятельно защищать свой дом от грабителей. Пройдя сквозь все испытания и приключения мальчик дожидается возвращения своей семьи. А это уже не так весело”, - начинает рассказ Татьяна.
“Обратите внимание, что для маленького человечка совершенно чужие люди становятся родными (тетенька с голубями, пожилой сосед), а близкие - далекими.
Нередко фильмы из даже не очень далекого прошлого оказываются прекрасным примером того, как делать не стоит, и поводом это обсудить.
На что хотела обратить внимание: что родители летели первым классом, а их дети – экономом. Если бы они все находились в одной части самолета, то сразу же заметили бы пропажу Кевина. Наверное, у нас это сложно представить, но все же…”
Итак, вот какие ошибки совершили родители Кевина.
Ошибка №1: Родители избегают ответственности.
Проверить, собран ли чемодан восьмилетнего ребенка - задача взрослых. Вместо этого такую ответственную задачу поручают ребенку, который никогда раньше ничего подобного не делал.
И заметьте, ребенку буквально не к кому обратиться за помощью в этой семье, потому что они то и дело перекладывают ответственность друг на друга или не замечают ее вовсе.
Пересчет детей перед поездкой заграницу в этой семье вообще доверили подростку. И никто не взял восьмилетку за руку в аэропорту после такого жуткого для всех опыта в прошлом году?
А как лучше?
Родители Кевина явно забывают кто взрослый, а кто ребенок.
А это хорошая идея: напоминать себе о том, что перед тобой - ребенок, а это значит, что он при всем желании не может решать взрослые проблемы. Значит, ответственность за его поступки ложится на взрослых.
В норме ребенок должен уметь звать взрослых на помощь, а не решать взрослые проблемы самостоятельно - это непосильная задача для психики ребенка, что впоследствии может привести к неврозам и другим психологическим проблемам.
Ошибка №2: В семье оценивают не поступки ребенка, а его самого.
С самого начала фильма мы слышим от родственников Кевина такие обращения как “негодник”, “вредина”, даже от его братьев и сестер.
Дети учатся таким оценкам у взрослых. Значит, в их семье клеймить друг друга едкими прозвищами - норма.
Плохо, когда ребенок шалит, но делает ли это его плохим целиком? Нет. В семье Кевина думают по другому. Сцена, где все смотрят на него осуждающим взглядом, хуже любого фильма ужасов. Тебе восемь, а против тебя 14 человек - и даже мама на их стороне.
Сразу после произошедшего он спрашивает: “Почему все обращаются со мной как с ничтожеством?”. Именно так чувствует себя этот ребенок в собственной семье, но вместо поддержки от самого близкого человека он получает только подтверждение собственной никчемности, еще и в сравнении с другими: “В доме 15 человек, но только ты один доставляешь всем хлопоты”.
А как лучше?
Если ребенок делает что-то не так, важно объяснить ему, почему то, что он делает, вам не нравится, и предложить альтернативу. Направить интересы ребенка в приемлемую форму.
Важно не озвучивать идею о том, что сделав что-то плохое, ты сам полностью становишься плохим. Все ошибаются, и это нормально.
Ошибка №3: Обесценивают эмоции ребенка.
В фильме Кевин прямо говорит о своих чувствах. Например, перед тем как мать отправляет его на третий этаж, он говорит ей: “Ты же знаешь, мне там страшно”. Однако мама отмахивается и говорит: “Не выдумывай”.
Если постоянно убеждать человека в том, что то, что он чувствует - вымысел, рано или поздно он решит, что с ним что-то не так.
А как лучше?
Первое, что нужно сделать, когда ребенок делится с вами своими чувствами или сильно из-за чего-то переживает - это принять его эмоции и озвучить их: “Я понимаю, что ты злишься”, “Я вижу, что ты расстроен”, “Я верю, что тебе страшно”.
После важно просто дать возможность ребенку прожить эти эмоции рядом с вами: пожалеть и дать поплакать, если ему грустно; побить подушку, если он злится; или дать ему возможность просто бояться, держа вас за руку. Это даст ребенку возможность понять, что его эмоции значимы, что их не нужно избегать и прятать, и научит его понимать и принимать чувство другого.
А еще Кевин не уверен в своей ценности для семьи, не уверен и в том, что эта семья имеет ценность для него. Во втором фильме он заявляет: “Хорошо, что у меня есть отдельный билет, на случай, если вы решите от меня избавиться”.
Возможно, создатели этого фильма хотели дать посыл всем родителям “Любите своих детей, уделяйте им время. Только бурьян может сам расти у дороги, а если вы хотите вырастить прекрасный цветок, то это требует времени и внимания”.
Оглянитесь вокруг, нет ли и в вашей семье тех, кто живет “один дома”, подобно Кевину?
Что ж, давайте ещё раз пересмотрим этот фильм и на чужих ошибках научимся быть хорошими родителями.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться