«Не теряйте режим»: как детям провести каникулы с пользой (советы нейропсихолога)

0
07.06.2023 / Я расту!
Автор: Яна Легун
Играть до поздней ночи, спать до обеда. Многие школьники с началом каникул с радостью забросили учебники и тетрадки и стали неистово отдыхать. Нормально ли для детей не соблюдать режим дня? Как проводить три месяца отдыха, чтобы набраться сил? Ответы на эти и другие вопросы мы узнали у детского нейропсихолога Александры Исайковой.

Фото: предоставлено Александрой Исайковой

- Каникулы - долгожданное время отдыха как для детей, так и для родителей. Детям не надо рано вставать по утрам, а поэтому вечером можно позволить больше. Как вы считаете?

- Каникулы — это действительно замечательное время, когда можно качественно отдохнуть, восполнить силы и укрепить здоровье ребенка. Однако, от привычного распорядка дня рекомендуется сильно не отклоняться. Важно сохранить время отбоя и подъёма. Идеальный период времени для отхода ко сну с 21:00 до 22:00 часов, для пробуждения – с 7:00 до 8:00-8:30. Долгий утренний сон, так же как и поздний отбой не полезны, а даже вредны, особенно для детей.

В первую очередь, несоблюдение распорядка дня (НЕ ТОЛЬКО ЛЕТОМ!) приводит к нарушению работы энергетического блока мозга. Другими словами, это «батарейка» нашего мозга, благодаря которой осуществляется любая психическая деятельность. И если ребенок полноценно не восстанавливает мозговой ресурс, то внешне это может проявляться в его невнимательности, капризности, агрессивности или апатии и отсутствии интереса к познанию и учебе (в школьное время).

Когда ребёнок ложится спать в хаотичном режиме, это негативно сказывается на общем состоянии его здоровья, на работе мозга и успеваемости в дальнейшем. Надо понимать, что, если мы во время каникул позволяем ребенку выбиться из привычного ритма, то впереди нас ждёт длительная и тяжёлая адаптация к учебе в сентябре.

А для тех, у кого режим не соблюдался и в школьный период, каникулы – время, когда всё можно исправить, сформировать и закрепить новые привычки.

Фото: ru.freepik.com

- Каким образом, кроме соблюдения режима дня, летом можно укреплять работу  мозга?

- Чтобы энергетический блок мозга работал качественно и полноценно, необходимо соблюдать режим труда и отдыха. Т.е давать возможность ребенку менять учебную нагрузку с двигательной – немного почитали, встали, размялись, поприседали, попрыгали, например. В школьное время по этому принципу выполнять домашние задания. Летом можно и нужно начинать закаляться. Закаливание способствует укреплению сердечно-сосудистой системы, иммунитета ребенка, повышая его выносливость к нагрузкам. Контрастный душ, обтирания, обливания, ходьба босиком по различным поверхностям – это дополнительный сенсорный опыт, который очень важен для развития мозга ребенка. Также на каникулы можно запланировать поход к массажисту и/или остеопату, расслабить и укрепить тело ребенка. Особенно полезен массаж детям, у которых в анамнезе развития были диагнозы: подвывих шейного отдела позвоночника, нарушения осанки, плоскостопие, ММД, СДВГ. Благодаря массажу улучшаются мышечный тонус и кровообращение, мозг получает необходимое ему питание, укрепляется работа энергетического блока. Важно помнить, что на данные процедуры следует взять направление у невролога, ортопеда или педиатра. И обязательно помним летом о соблюдении питьевого режима. Дети очень активны, поэтому необходимо восполнять водный баланс. Предлагаем ребенку пить как можно больше фильтрованной водички комнатной температуры или чуть теплее. Соки, квасы, морсы и газировки не несут такой пользы для мозга и организма в целом, как обычная вода.

- Как, по вашему мнению, ребёнку нужно проводить каникулы?

- Конечно, я за то, чтобы каникулы были активными, интересными и полезными. Чем младше дети, тем больше игровой и двигательной активности у них должно быть. Знаю, что многие школьники ждут каникул, потому что смогут проводить больше времени, играя в телефон или компьютер, смотря без перерыва телевизор, пока родители на работе. И здесь очень важно понимать, что длительное использование гаджетов постепенно превращается в серьезную зависимость от них. У детей ухудшается зрение, нарушается осанка, они становятся невнимательными, эмоционально нестабильными, быстро отвлекаются от поставленной перед ними задачи. Поэтому необходимо уберечь детей от продолжительных «сидений» с телефонами, планшетами, телевизором. И помнить, что ответственность за использование гаджетов детьми полностью лежит на плечах родителей, так как у детей в силу возраста еще слабо развиты функции самоконтроля, способность ориентироваться во времени и отслеживать «проигранное» в телефон время.

Фото: ru.freepik.com

Какой отдых для ребёнка будет полезен?
 
- Повторюсь, что летний отдых должен быть активным и интересным.
Самый лучший вариант отдыха – это получение нового сенсомоторного опыта, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Т.е. мы создаем такие условия, где ребенок будет получать новые ощущения (тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые и обонятельные), а также сможет совершенствовать свой двигательный репертуар, укреплять крупную и мелкую моторику.
 
Здорово, когда есть возможность отправить ребенка в деревню к родственникам, где маленький человек будет знакомиться с другими условиями быта, познавать мир через общение с домашними животными, выполнять посильные домашние обязанности (например, собирать яйца, полоть и поливать грядки, убирать за скотиной).
 
Для полноценной работы мозга и мышц всего тела, для укрепления иммунитета, полезно плавать в бассейнах, реках, озёрах, в море. Конечно же, соблюдая все правила безопасности.
 
Поездки на рыбалку, семейные походы в лес или в горы, совместные сборы ягод и грибов, катание на велосипедах, игры на свежем воздухе (бадминтон, волейбол, футбол, «Классики», «Догонялки», «Прятки» и др.) – всё это позволит не только весело провести время, сплотить семью, но и даст возможность выстроить крепкий фундамент для развития высших психических функций (внимания, речи, мышления, памяти, чтения, письма и счета), подготовить ребенка физиологически и эмоционально к новому учебному году. Ведь известно, что ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет рассуждать логически, хорошо ориентируется во времени и пространстве, у него достаточно развиты внимание и память, красивая связная речь, он хорошо читает, красиво и грамотно пишет.
 
Чем больше различных ощущений и впечатлений получит ребенок за время летних каникул, тем лучше будет управлять и контролировать свое тело, станет более стабильным в эмоциональном плане, тем легче и интереснее ему будет получать новые знания в предстоящем учебном году. В общем, всё гениальное просто. Дайте своим детям возможность как можно больше гулять, бегать, прыгать и играть, и будет всем счастье.
 
Нужно ли устраивать занятия по предметам для ребёнка летом?
 
- Вообще, конечно, каникулы на то и каникулы, чтобы отдыхать от уроков и получения новых академических знаний. Но если родители чувствуют, что есть необходимость повторения и закрепления какого-то материала, то важно правильно организовывать такие занятия. Однозначно не стоит загружать ребенка школьной программой на все три летних месяца. Занятия желательно проводить в первой половине дня, когда ребенок выспавшийся, сытый и в хорошем настроении. Заранее обговариваем с ребенком то, что необходимо будет позаниматься. Занятия стоит проводить не более 20 минут. Затем следует сделать небольшой перерыв (не забываем про соблюдение режима труда и отдыха). Таких 20-минутных подходов делаем 3-4 в день. Не больше. В идеале предлагаем ребенку изучить или закрепить материал в игровой форме, используя наглядные стимулы (предметы для счета и решения задач, например). Стараемся задействовать максимум анализаторных систем (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Поддерживаем положительную эмоциональную атмосферу. Верим в своего ребенка, подбадриваем и хвалим за любые успехи.

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных