“Не все так однозначно”: детская жестокость – норма или патология? (обсуждаем с психологом)

0
26.06.2022 / Я расту!
Есть у психологов поговорка: слабая нервная система от страха плачет, а сильная дерётся. Поговорка, конечно, не отражает всей картины, но всё же суть ясна – ребёнок проявляет агрессию при условии совпадении внутренних качеств и свойств со сложившимися внешними обстоятельствами.
Фото: предоставлено Анной Сивовой

Жестокость – это именно особенность характера, которая проявляется в разного рода агрессии по отношению к другому живому существу (человек, животное и даже растение). Очень интересно, что не считается жестокостью, если ребёнок портит книги, одежду, мебель, но считается, если делает то же самое с игрушкой-персонажем (мишка, кукла).

Совершенно не обязательно, будучи жестоким, ребёнку испытывать злость. Причиняя вред более или менее осознанно, ребенок также может испытывать страх и тревогу, возбуждение, удовольствие, удовлетворение, может радоваться и т.д. и т.п. При этом не значит, что он «такой-сякой злодей».

Фото: aif-s3.aif.ru

Есть такое мнение, что «детская жестокость – это нормально», что «дети по природе жестокие». Согласиться с этим утверждением можно, но отчасти. Да, у человека есть возрастные кризисы, во время переживания которых жестокость проявляется чаще, чем в другие годы жизни. Это, например, 1 год, 3 года, 6-7 лет, подростковый возраст. Но проявления жесткости здесь, да и в любом другом периоде жизни - больше симптом, признак как-то сложившейся социальной ситуации, поспособствовавшей развитию нежелательного качества. Также есть вероятность, что причина физиологическая – темперамент и тип нервной системы, минимальная мозговая дисфункция, недоразвитие различных психических функций в виду возраста или нарушений работы мозга, возбудимость, гормональные сбои.

Если физиология ни при чём, то в первую очередь встает вопрос становления границ: у того, кто жесток, не в полной мере усвоены нормы поведения, понятия «могу/не могу», «можно/нельзя» и даже «хочу/не хочу». Всё это формируется очень рано - в 1-3 годика.

Причины просты и распространены: гипер- или гипоопека, большое количество ограничений или полное их отсутствие, холодное безэмоциональное воспитание, удовлетворяющее только физиологические потребности, перебор с услугами няни, излишние «тисканья» типа, «дай-ка потереблю твою щёчку», «подбросим-ка тебя до потолка» и др.

Среди социальных причин: пример агрессии в семье, среди сверстников, по телевизору, в социальных сетях. Пример оказался преподнесён и воспринят как норма, как способ решить некую проблему. Так многие дети спрашивают: «Почему меня папе можно бить за дело, а мне в садике так делать нельзя?». Или, когда расспрашиваешь, почему случилась драка, малыш говорит, что просто хотел быть сильным, как человек-паук. Разве можно осудить ребёнка за то, что он хотел быть как папа или добрый супер-герой?

В социуме однобокое отношение к жестокости: поступил жестоко – плохой, должен быть наказан, высмеян и отстранён. Без наказаний никак, если они правильные, но в первую очередь взрослые должны осознать, что если дети жестоки, значит,  им плохо. И им точно хуже, чем тем, кто никакой жесткости не проявляет. Жестокостью психика ребёнка сигналит изо всех сил о внутренних проблемах и так искажённо зовёт на помощь. Ведь по-другому уже никто не понимает. Услышит ли взрослый? Не факт, скорее нет, чем да.

  1. Вводить незамедлительно охранительный режим дома, в детском саду, в школе: не бить, не повышать голос, не показывать жесткость в телефоне, телевизоре. Мы должны быть уверенные, строгие, но добрые.
  2. Выявить истинную причину. Можно ввести дневник наблюдений, с помощью которого скоро станет ясно, что собачку малыш бьёт только при маме (а значит, ее внимания не хватает), или что агрессивен только в школе (следовательно, возможна школьная дезадаптация) и т.д.
  3. Установить ежедневный распорядок дня. Это стабилизирует,
  4. Показать ребенка специалистам: неврологу, психологу, эндокринологу. При тяжёлых запущенных случаях, необходима консультация психотерапевта или психиатра.
  5. Говорить о чувствах, учить их выражать, проявлять, не сдерживать, правильно и адекватно ими делиться в зависимости от ситуации. Особенно не ругать за переживание отрицательных эмоций и чувств. Ведь они нам пригодятся: страх оберегает, злость отстаивает границы, зависть помогает запуску стремлений и т.п.
  6. Отделять личность ребёнка от плохого поступка: «Я знаю, что ты у меня хороший, просто замечательный. Но этот поступок плохой, давай попробуем разобраться?/ Начать сначала/Всё исправить/ Все понять/ Сделать лучше….»
  7. Доверять заботы, обязанности, учить самостоятельности, поощрять и хвалить за это. Следить за нормами навыков самообслуживания и домашних дел.

Есть ещё масса индивидуальных рекомендаций, за которыми лучше обратиться к психологу, проведя комплексное обследование.

Фото: делайурокисам.рф

Детская жестокость — не только личная боль столкнувшихся с ней родителей, но и актуальная социальная проблема. И она требует повышенного внимания со стороны взрослых во избежание дальнейшей деградации личности и увеличения криминальных элементов современного общества.

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных