«Он сейчас на небесах»: как сообщить ребенку о смерти близкого человека?

6
04.04.2018 / Я расту!
Несмотря на то, что смерть неизбежна, никто и никогда не готов к ней. Иногда о та-ком трагическом известии сложно сказать даже взрослому человеку, не говоря уже о детях. Маленькие мальчишки и девчонки воспринимают мир на 200%, оттого они более чуткие и ранимые. И, наверное, поэтому многие родители не знают, как рассказать о трагедии своему ребенку. Об этом «Гуранка» спросила у детского психолога Татьяны Сумароковой и подросткового и взрослого психолога Елены Пляскиной.

Как рассказать ребенку о смерти близкого?

- Каждый из нас боится смерти, только у одних страх существует неявно, а у некоторых перерастает в ужас, способный уничтожить счастье и удовлетворение от жизни. Поэтому многие, сталкиваясь с темой смерти, не знают и не готовы рассказать про это. Особенно детям, - говорят специалисты психологической студии ПСИ-СЕРВИС Татьяна Сумарокова и Елена Пляскина.

- Маленькие дети невольно выхватывают проявление смертности из того, что их окружает - сухие листья, мертвые насекомые и животные, виды кладбищ… Дети наблюдают за всем этим, но, следуя примеру большинства родителей, молчат о том, что видят. А если же они все-таки выражают свой страх открыто, то родители заметно теряются и спешат их успокоить.

По мнению специалистов, ребенку СТОИТ СКАЗАТЬ ПРАВДУ.  При этом не придумывая иные варианты, например, «Он уехал», «Теперь она будет жить далеко». Таким образом ребенок лишь запутывается, так как на самом деле видит все изменения, происходящие в его жизни.

- Детская фантазия рождает реальные страхи. Настоящее горе понятнее и легче, чем все те ужасы, которые может напридумывать ребенок. А если правду ребенку скажут «добрые» люди, тогда к горю добавится и ощущение того, что родные люди ему лгали, и он просто перестанет доверять, - поясняют психологи.

В подобных ситуациях у детей очень редко возникают острые реакции, поскольку осознание того, что случилось нечто необратимое, приходит позже, когда умершего начинает не хватать. Первая реакция ребенка – изумление и попытки представить себе, как это - «умер» или «умерла»?..

Конечно, на словах это сделать очень просто, но ведь в реальной жизни все иначе.

Вот лишь некоторые рекомендации по предстоящему разговору с ребенком о гибели близкого человека:

1. Важно, чтобы эту новость сообщил близкий и родной ребенку человек, тот, кто жил и/или будет дальше жить с ним,  тот, кто хорошо его знает. Сообщая, несмотря ни на что, держите себя в руках, плачьте, но не давайте своим слезам перерасти в истерику. Знайте, что ребенок не будет винить того, кто расскажет ему о произошедшем. Наоборот, дети внутри благодарны тому, кто вывел их из неизвестности и оказал поддержку в тяжелую минуту.

2. О событии лучше сообщить так быстро, как вы только сможете. Чем дольше ребенок остается в ощущении плохого и непонятного, тем хуже для его психики.

3. Выберите время, когда ребенок не будет переутомлен, не испытывает физического дискомфорта, когда ситуация настолько спокойна, насколько это возможно в данных обстоятельствах. Сделайте это в комфортном месте, чтобы потом у него была возможность побыть в одиночестве или взять любимые вещи.  Если ребенок маленький, то возьмите его на колени. Старшего подростка можно обнять за плечи или взять за руку.

4. При разговоре важно установить контакт. Пусть он видит и слушает именно вас, а не глядит одним глазом в телевизор или окно. Говорите коротко и просто. При этом главная информация в вашем сообщении должна дублироваться. «Она умерла, ее больше нет» … Не говорите, что она «ушла», «уснула навеки», «покинула» – это все метафоры которые ребенку не очень понятны. После сказанного сделайте паузу. Больше говорить не надо.

5. Помните, что самое неожиданное  - это расспросы ребенка. Маленьких детей могут интересовать технические подробности. Закопают или не закопают? А черви его будут есть? Главное, не возмущайтесь, просто маленькому трудно сразу понять, что такое смерть. Поэтому он «укладывает себе в голове», что это. На все вопросы ребенок должен получить ответ. Отвечайте в соответствии  с собственными представлениями о жизни после смерти, говорите понятными ребенку словами. Ни в коем случае не пугайте, не говорите, что это в наказание, и избегайте объяснения, что это, «как уснул и не проснулся». Обратите внимание ребенка на то, что у него есть родственники, друзья, что он не одинок.

6. После того, как вы сказали главное – просто молча побудьте с ним рядом. Дайте ребенку время воспринять услышанное и отреагировать.

  • Если ребенок заплакал, обнимите его или возьмите за руку.
  • Если ребенок убегает, не ходите за ним сразу. Посмотрите, чем он занят минут через 20-30.

Что бы он ни делал, постарайтесь определить, хочет ли он вашего присутствия или нет?

  • Если ребенок уселся играть или рисовать, потихоньку присоединитесь и поиграйте или порисуйте с ним вместе. Не предлагайте ничего, играйте, действуйте по его правилам, так, как ему нужно.
  • Если отталкивает, скажите «я рядом» и посидите рядом, ничего не говоря и не делая.

После этого потихоньку начните разговор. Скажите сочувствующие слова. Расскажите о том, что будет происходить в ближайшее время – сегодня и в ближайшие дни.

7. Постарайтесь не менять привычный распорядок дня. Не пытайтесь делать для ребенка что-нибудь исключительное: например, дать шоколад, который ему обычно запрещен. Если ребенку страшно в первую ночь, и он просится к вам в кровать, можно взять его к себе, но не предлагайте сами и постарайтесь не вводить это в привычку.  Стройте планы и выполняйте их.

8. По возможности позвольте ребенку попрощаться с телом умершего. Это должен сделать  человек, которому ребенок доверяет, и который сможет заниматься только им. Прощание может занять всего пару минут, затем ребенка нужно увести и  спокойно объяснить, что происходит, защитить от слишком настойчивого соболезнования. Если в день похорон у ребенка нет возможности попрощаться с телом умершего, то придите с ним на могилу позже.

9. Не пытайтесь заменить собой умершего и вернуть ребенку все потерянные приятные занятия. Но постарайтесь сохранить особенно важное, зная, что в эти самые моменты тоска по ушедшему будет острее обычного. Поэтому отнеситесь терпимо к раздражительности, плачу, гневу, к тому, что ребенок недоволен тем, как вы делаете это.

10. Помните, что ребенок имеет право горевать. Не избегайте разговоров о смерти. Иногда тема смерти будет находить проявление в играх. В первое время не пугайтесь, что у этих игр или рисунков будет агрессивный характер. Смерть отняла у ребенка близкого человека, и он имеет право сердиться и «говорить» с ней на своем языке. 

  • Не кидайтесь выключать телевизор, если в передаче или мультфильме мелькает тема смерти.
  • Не убирайте специально книги, в которых эта тема присутствует. Возможно, даже лучше, если у вас найдется «отправная точка», чтобы еще раз поговорить с ним.
  • Не пытайтесь отвлекать от подобных разговоров и вопросов.
  • Не пугайтесь, если ребенок вдруг стал говорить что-то злое или нехорошее о покойном. Даже в плаче взрослых людей проскальзывает мотив «на кого ты нас покинул». Поэтому не запрещайте ребенку выражать свой гнев. Пусть выговорится, и только потом говорите ему, повторяйте, что покойный не хотел его оставлять, но так уж вышло.

11. Следует помнить, что в среднем период острого горя тянется 6-8 недель. Если по прошествии этого времени ребенка не оставляют страхи, то нужно обратиться к специалистам. В арсенале детского психолога есть возможности для работы с детьми, пережившими потерю близкого.

Самое главное, по словам Татьяны Сумароковой и Елены Пляскиной, все, о чем вы сейчас говорите и делаете, должно идти с положительным посылом:  «Случилось горе. Это страшно, больно, плохо. И все-таки жизнь продолжается, и все наладится». 

6 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

04.04.2018 12:29   Гость_Fiona
У одноклассника в детстве(класс 7),погиб отец.Тело обнаружил он первый.Так у него отклонения в психике начались после этого, лечили психологи-психиатры.Долго школу не посещал.Вернулся в школу абсолютно здоровым.
У одноклассника в детстве(класс 7),погиб отец.Тело обнаружил он первый.Так у него отклонения в психике начались после этого, лечили психологи-психиатры.Долго школу не посещал.Вернулся в школу абсолютно здоровым.
Ответить
04.04.2018 16:27   Гость_ЛоЛиТа
Даже не хочу думать об этом всем (
Даже не хочу думать об этом всем (
Ответить
05.04.2018 03:16   Гость_123
Гость_Fiona писал (а):У одноклассника в детстве(класс 7),погиб отец.Тело обнаружил он первый.Так у него отклонения в психике начались после этого, лечили психологи-психиатры.Долго школу не посещал.Вернулся в школу абсолютно здоровым.
какой кошмар ! Бедный ребенок.
[quote="Гость_Fiona"]У одноклассника в детстве(класс 7),погиб отец.Тело обнаружил он первый.Так у него отклонения в психике начались после этого, лечили психологи-психиатры.Долго школу не посещал.Вернулся в школу абсолютно здоровым.[/quote] какой кошмар ! Бедный ребенок.
Ответить
05.04.2018 04:12   Гость_Марта
У меня тоже был случай у знакомого, он лет 10 жил в неведении, что его отец умер, а потом сам узнал , найдя свидетельство о смерти. Мама боялась ему рассказать
У меня тоже был случай у знакомого, он лет 10 жил в неведении, что его отец умер, а потом сам узнал , найдя свидетельство о смерти. Мама боялась ему рассказать
Ответить
05.04.2018 06:07   Гость_123
Гость_Марта писал (а):У меня тоже был случай у знакомого, он лет 10 жил в неведении, что его отец умер, а потом сам узнал , найдя свидетельство о смерти. Мама боялась ему рассказать
в шоке . Даже не знаю что сказать . Но так тоже нельзя !
[quote="Гость_Марта"]У меня тоже был случай у знакомого, он лет 10 жил в неведении, что его отец умер, а потом сам узнал , найдя свидетельство о смерти. Мама боялась ему рассказать[/quote] в шоке . Даже не знаю что сказать . Но так тоже нельзя !
Ответить
05.04.2018 09:28   Гость_Ольга
Славу Богу, с таким не сталкивалась и не знаю, как бы я поступила в таком случае(
Славу Богу, с таким не сталкивалась и не знаю, как бы я поступила в таком случае(
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных