Повторное сиротство: почему усыновленных детей возвращают назад?

1
12.10.2020 / Я расту!
Взять ребёнка в семью – непростой и ответственный шаг. Будущие родители долго к нему готовятся: собирают документы, общаются с близкими, встречаются с ребёнком. Но иногда семья понимает, что не выдерживает. И возвращает ребёнка назад. Почему это происходит? И можно ли это предотвратить?

Поделилась своим жизненным и профессиональным опытом по данной теме Рахманова Кристина – руководитель ВОО «Союз добровольцев России» в Забайкальском крае.

Кристина Рахманова

Я не могу ответить, как эксперт, почему именно детей возвращают вторично в детский дом, могу только сказать по опыту общения с детьми и семьями. Почему происходит возврат ребенка в детский дом? Если смотреть на эту историю с точки зрения личного опыта, то мы знаем лично детей, которых вернули, родителей, которые возвращали, к сожалению. Есть несколько причин:

  • Родители не справились с той нагрузкой, которую на себя брали, они не ожидали, что будет так сложно, им все казалось в каких-то розовых тонах, а когда они столкнулись с реальностью, то поняли, что их семья просто рассыпается, как карточный домик, из-за ребенка, которого они взяли в семью.
  • Родители думали, что подарят ребенку семью, и он будет их любить безгранично всю жизнь, а он выдал им «кренделей» – забеременел в 16, своровал что-то у учителя – это такой позор для их идеальной семьи, что им легче отказаться от ребенка и вернуть его в детский дом, списать все на гены, нежели разбираться с ситуацией.

Часто возвраты бывают по причине – не сошлись характерами. Взяли маленького ребенка из детского дома, а выстроить с ним детско-родительские отношения не получилось. Такая ситуация говорит о том, что, возможно, плохо подготовились на школе приемных родителей, может быть психологически были не готовы. Еще одна большая проблема заключается в отсутствии должного сопровождения приемных семей и семей, опекающих детей, а именно отсутствие психологической поддержки. Люди, которые берут в семью детей, не получают должного психологического сопровождения. В свою очередь контролирующие органы говорят: «Не справляетесь – отдавайте ребенка назад. Мы – государство, мы справимся, а вы учитесь работать с детьми и приходите забирать назад».

Нужно выстраивать отношения с опекунами, поддерживать их хотя бы три первых года общения ребенка и семьи, после этого уже можно отпускать в свободное плавание. Потому что очень сложно бывает семьям с детьми по разным причинам. Например, дети знают, что они приемные и начинают «выкручивать руки» родителям и проверять, насколько у приемных родителей хватит терпения. Очень часто возвраты случаются, когда ребенок находится в подростковом возрасте. Потому что ребенок начинает «чудить», семья отдает его в детский дом на временную реабилитацию, но, к сожалению, не все семьи потом с реабилитации забирают детей обратно в семью. Бывает такое, что дети подросткового возраста сами приходят в детский дом назад, если не получилось прижиться в семье.

Я считаю, что нужно системно работать с семьями, которые берут детей под опеку. Может быть, создать клуб приемных родителей, где они будут делиться опытом, общаться, раз в месяц встречаться. Должна быть выстроена работа по профилактике отказа от приемных детей в плане выстраивания отношений с семьями и их поддержки. Опекуны должны понимать, что, если случается какая-либо проблема с ребенком, которого взяли под опеку, то можно пойти в органы опеки и рассказать об этом. У родителей после этого не заберут ребенка, а помогут решить проблему, приложат все усилия, помогут найти репетитора, если проблемы с учебой, помогут найти наставника ребенку, если опекун – бабушка, которая не справляется с темпами жизни приемного ребенка. Опекун должен чувствовать, что он не остается с приемным ребенком один на один, что есть государственные органы, которые здесь и сейчас окажут помощь, поделятся опытом, подскажут, как работать в той или иной ситуации, чтобы возвратов было как можно меньше.

«Гуранка» решила разобраться в вопросе подготовки приемных родителей более подробно, выяснить какая все-таки работа проводится с замещающими семьями и обратилась за помощью к специалистам. С комментариями для «Гуранки» - Мирзаева Татьяна – заведующая отделением методического сопровождения подготовки приемных родителей и сопровождения замещающей семьи ГУ ЦПППН «Доверие» Забайкальского края.

Татьяна Мирзаева

- Татьяна, расскажите, пожалуйста, про школу подготовки приёмных родителей? В какой форме происходит обучение будущих родителей, какая продолжительность обучения, как проходят занятия, какие вопросы при обучении затрагиваете?

- С 2014 года в системе социальной защиты населения Забайкальского края создана и успешно функционирует система подготовки и сопровождения замещающих семей на базе учреждений социального обслуживания, работает служба методического сопровождения специалистов.

В настоящее время в крае на базе 21 учреждения социального обслуживания действует служба подготовки и сопровождения замещающих семей. Около 70 специалистов (психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе, органов опеки, юристов, медиков) принимают участие в подготовке и сопровождении замещающих семей в 31 районе Забайкальского края. На базе центра «Доверие» успешно функционирует служба методического сопровождения данных специалистов.

В Школе приемных родителей вы получаете:

  • ознакомление с семейными формами устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • подготовку в приемные родители, а также создание и развитие системы сопровождения семей, взявших ребенка;
  • помощь в оценке своих намерений, а также психологической готовности к приему ребёнка в семью;
  • помощь в осознании мотивов принятия ребенка в семью, соотнесение своих знаний и умений с требованиями к данной категории родителей;
  • определение зоны возможных трудностей, и ресурсов, позволяющих решать данные проблемы;
  • формирование установок к обращению к специалистам различного профиля (социальное сопровождение) в случае затруднения в процессе воспитания приемных детей.

Обучение в ШПР осуществляется на добровольной основе. Все занятия в Школе проводятся в форме лекций, семинаров, практических занятий и тренингов. Оптимальное количество часов по программе обучения – 78.

В Школе могут обучаться как «начинающие» родители (не имеющие родительского опыта), так и те, кто уже принял ребенка в семью.

Группы формируются из всех желающих со сходными задачами. Количество слушателей в группе – не более 15 человек и не менее 6 человек.

Сроки проведения ШПР при очно-заочном обучении составляют 1 неделю, при очном обучении от 6 до 9 календарных недель.

- Как часто в вашей профессиональной практике происходят отказы от приемных детей?

- За 9 месяцев 2020 года зафиксировано 5 случаев повторного сиротства в семье слушателей, прошедших подготовку в ШПР. Основными причинами отказа слушателей ШПР называются трудности в воспитании (3 случая), в одном случае отказ произошел по состоянию здоровья ребенка, и еще в одном - по заявлению опекуна (опекун не справился с обязанностями; подростковый возраст).

- Какая работа проводится с замещающими семьями? Осуществляется ли сопровождение таких семей?

- Сопровождение замещающих семей осуществляется на постоянной основе. На базе нашего отделения создан Клуб замещающих семей. В Клубе состоят приемные семьи, семьи опекунов, кандидаты в замещающие родители.

Благодаря Клубу у родителей, воспитывающих приемных детей, появилась возможность общаться друг с другом в неформальной обстановке, обсуждать проблемы, связанные с воспитанием своих детей. На заседаниях Клуба происходит обмен опытом между родителями, а сотрудники Центра являются помощниками в организации встреч родителей с необходимыми специалистами.

Организуются различные мероприятия для замещающих семей – творческие встречи на природе, различные праздничные мероприятия и просто встречи в душевной и непринужденной обстановке. Встречи участников клуба проходят ежемесячно, согласно разработанному плану на год.

Стать членом клуба может любая замещающая семья, либо те, кто только собираются стать замещающими родителями.

«Гуранка» решила опросить непосредственно родителей, которые решили взять в свою семью приемных детей, и выяснить все трудности, через которые им пришлось пройти (прим ред. – имена героев были заменены).

Наталья

- Расскажите, пожалуйста, свою историю? Как вы пришли к тому, чтобы взять детей в семью?

- У нас не было такого момента, что называется в общем понимании «созревание», когда родители созревают и понимают, что у них есть потребность воспитывать ещё одного ребёнка. У нас своих трое детей и потребности брать ещё детей ни физиологической, ни психологической, ни моральной не было. Как у нас все случилось? Во втором классе к старшей дочери пришла новенькая девочка в класс, они начали дружить и впоследствии мы узнаем, что у девочки нет родителей и девочку воспитывает опекун. У девочки есть старшая сестра и ещё два младших брата. Дети общаются все хорошо, и впоследствии наша дочь начинает переживать, что их отдадут в детский дом. Я спрашиваю: «Почему?», отвечает: «Потому что они себя плохо ведут». Понятие «плохо ведут» довольно растяжимое. Ребёнок у нас плачет, говорит, если что, пожалуйста, возьмите, потому что она моя подруга. Мы это слышали в течении пяти лет. За пять лет мы к этому привыкли, успокаивали ребёнка, что в случае чего мы детей заберем.

В феврале этого года опекун отдала детей в детский дом, дети ушли на карантин, наши были в деревне. Наша старшая дочь позвонила нам и сказала, что ее друзей отдали в детский дом. Мы подумали, что нас снова обманывает дочь, но впоследствии оказалось, что детей действительно отдали, в связи, с чем мы уже не стояли перед выбором - забирать или не забирать.

За пять лет мы привыкли к этому, то отмахивались от этой мысли, то с мужем думали много об этом. Соответственно в феврале мы начинаем собирать документы, сами ещё не осознавая того, что мы готовы взять детей. Мы подумали, что как-то раньше в деревнях растили по 10 детей, что после войны было очень много детей-сирот и добрые люди тоже брали детей. Мы понимали, что мы не первые и мы не последние, и если и будут какие-то проблемы, мы готовы их решать.

- С какими трудностями вам пришлось столкнуться? Как вы с ними справлялись? Возникало ли у вас желание вернуть детей обратно? Если да - то почему?

- С появлением детей было все хорошо, приемные дети были уступчивы, наши дети встретили очень хорошо, потому что они до этого хорошо общались, часто бывали у нас в гостях. Мы часто до усыновления «выкрадывали» детей, чтобы сводить на какие-то мероприятия – на батуте попрыгать, в кафе сходить на день рождения. Изначально дети это очень классно восприняли, мы начали делать ремонт, думать о том, как и что мы будем у себя устраивать, сломали полквартиры, чтобы нам это все удачно и комфортно разместить, я уже не говорю о денежных вложениях и усилиях, то есть мы начали перестраивать нашу жизнь тоже.

Когда закончился «медовый месяц», начались первые притирания. Дети начали показывать себя, показывать свой характер, начались первые сложности. Буквально уже через полгода после того, как мы взяли детей, у нас первый раз в жизни возникла мысль их вернуть. Мы не думали о том, что «дети плохие», дети все хорошие, просто необходимо ко всем найти подход, мы думали о том, что мы слабые и не справляемся. Показателем было то, что однажды собрались в очередной раз заниматься уборкой дома и во время уборки ребёнок младший выходит из комнаты и плачет, потому что старшая девочка Лиза ударила его тряпкой по лицу. И тут мы столкнулись уже не в первый раз с тем, что дети тотально врут. Я села с ними разговаривать. Первый раз мы столкнулись с враньем, когда я что-то положила им покушать, а оказалось, что они этого не едят, и начали перекидывать друг другу еду в тарелку. Когда я спросила, что вы делаете, они начали просто отнекиваться, несмотря на то, что я это все видела. На тот момент я ставила детям условие – если тотальное враньё не прекратится, то я тоже начну себя вести так же, как и вы. На тот момент я думала, что дети меня услышали, но как показала последняя ситуация – не совсем меня услышали, и до конца мы не можем найти общий язык. Что касается взаимоотношений между папой и детьми – папу откровенно побаиваются и это хорошо. Бывает, что моего авторитета не хватает, и я говорю: «Не нравится так, значит идём разговаривать с отцом» и все сразу начинают слушаться и все сразу начинает делаться.

- Скрываете ли вы, что вы - приемные родители?

- Для малознакомых людей мы не афишируем, что это приёмные дети. Все наши близкие, друзья и знакомые и так без этого знают. Попадая в какую-то новую компанию для нас и наших детей, мы раскрываемся, но не сразу, а только тогда, когда люди начинают задавать вопросы. Мы не идём в открытую – это все равно, что тыкать постоянно ребёнку «ты приемный» и напоминать ему об этом. В семье я стараюсь называть девочек «доча», мне так проще, я не выделяю кого-то по имени. Выстраивание лишних границ нам не нужно. Мы не планируем заканчивать отношения через год или через два, мы вообще не планируем заканчивать отношения с этими детьми. Да – сложно, да – трудно, но мы все-таки планируем оставлять детей и бороться, учиться, работать над собой. Сейчас мы поняли, что это очень все сложно и непросто.

- Какие советы вы бы хотели дать для будущих приёмных родителей?

- Мы бы хотели дать совет приемным родителям – это подумать 48 тысяч раз, взвесить все за и против. Лучше всего – попробовать взять ребенка на лето, на выходные, сейчас есть всевозможные программы. Понятно, что за лето себя ребёнок не покажет и не проявит, но хотя бы познакомиться, чтобы уже знать ребёнка, чтобы знать его повадки. Мы, конечно, знали, что будет тяжело, но не знали насколько.

Свой ребёнок он всегда будет свой, так или иначе. Как бы мы ни пытались, как бы мы ни стремились, но чужой ребёнок от чужой женщины и чужого мужчины – он своим, по большому счету, стать не сможет. Мы считаем, что «своим» ребенок может стать только по истечению какого-то времени. Сейчас у нас прошло не так много времени – это во-первых, во-вторых, дети были уже во взрослом и осознанном возрасте. Своим ребенок может стать, например, если взять его очень-очень маленьким. Потому что по-другому очень тяжело полюбить чужого ребёнка, очень тяжело. К своему относишься очень критично, какие-то неудачи – пытаешься помочь, объяснить все, а с приёмными детьми начинается игра, которая в психологическом смысле ломает родителей. Я люблю сравнивать – в Америке есть такая проблема – «это потому что я чёрный», а у нас такая проблема «потому что я приемный». Дети первое время пытались этим манипулировать, я сразу обрубила это, но осадок остался. Мы прекрасно поняли, что и в нашей семье без этих детей тоже есть ряд проблем, а приходящие дети раскрыли их. И это очень даже хорошо, потому что мы видим в нашей семье эти проблемы, и мы пытаемся их решить их.

Справка

Если вы решились стать приемным родителем - с чего начать?

С целью усыновления ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо обратиться в отдел социально-реабилитационной работы комитета образования администрации городского округа «Город Чита» (г. Чита, ул. Забайкальского Рабочего, д.94, каб.215) и получить перечень документов, необходимых для постановки на учет в качестве кандидата в усыновители:

1. Копия паспорта (2, 3, 5 стр.);

2. Копия СНИЛС;

3. Копия о заключении брака и расторжении брака (при наличии);

4. Правоустанавливающие документы на квартиру, в которой проживает гражданин (копия свидетельства о регистрации права, договора социального или служебного найма и т.д.);

5. Копия лицевого счета квартиросъемщика или домовой книги;

6. Справка с места работы (с указанием занимаемой должности и периода работы);

7. Характеристика с места работы;

8. Справка о доходах (2НДФЛ за посл. 12 месяцев);

9. Автобиография;

10. Медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата (форма бланка №164/у, утвержденная приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 июня 2014 г. №290н);

11. Свидетельство (сертификат) о прохождении подготовки граждан, выразивших желание принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей (ГУСО ЦППН «Доверие» Забайкальского края, г. Чита, ул. Профсоюзная, 18, тел. 21-10-96; Центр подготовки граждан, выразивших желание принять ребенка, оставшегося без попечения родителей «Шаг на встречу», г. Чита, ул. Нагорная, д.84, тел.32-45-20; ГУСО Железнодорожный комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края, г. Чита, ул. Ползунова, д.29, тел.20-93-33);

12. Психологическое заключение кандидата (выдается при прохождении школы приемных родителей по результатам работы с психологом);

13. Копии свидетельства о рождении ребенка, проживающего в семье кандидата (при наличии);

14. Справка о состоянии здоровья ребенка от педиатра (при наличии);

 15. Акт обследования условий проживания кандидата (составляется специалистом органа опеки и попечительства после предоставления кандидатом документов с 1 по 12 пункты);

16. Заключение органа опеки и попечительства о возможности быть кандидатом в усыновители, опекуны, приемные родители (выдается гражданину органом опеки и попечительства на основании пакета представленных документов и акта обследования условий проживания гражданина).


После получения заключения о возможности быть кандидатом в усыновители (постановки на учет в качестве кандидата в усыновители) осуществляется подбор ребенка в соответствии с пожеланиями кандидата (пол, возраст, состояние здоровья и др.).

Усыновление ребенка осуществляется в судебном порядке в соответствии с Семейным кодексом РФ.

При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) необходимо предоставить следующие документы:

1. Согласие отца (матери) нотариально заверенное (копия свидетельства о смерти отца либо решение суда о лишении родительских прав отца с отметкой о вступлении в законную силу).

2. Заявление матери (отца) о согласии на усыновление (удочерение), оформляется в присутствии специалиста органа опеки и попечительства при сдаче документов.

3. Заявление о согласии на усыновление (удочерение) от несовершеннолетнего (старше 10 лет), оформляется в присутствии специалиста органа опеки и попечительства при подаче документов.

4. Копии паспортов усыновителя и матери ребенка (2,3,5 стр.)

5. Копия СНИЛС

6. Копия свидетельства о расторжении брака усыновителя и матери ребенка (при наличии).

7. Копия свидетельства о заключении брака.

8. Правоустанавливающие документы на квартиру (копия свидетельства о регистрации права, договора социального или служебного найма, договора аренды и т.д.)

9. Справка с места работы усыновителя (с указанием занимаемой должности, периода работы)

10. Справка о доходах усыновителя (за посл. 12 мес.- 2НДФЛ)

11. Производственная характеристика усыновителя.

12. Автобиография усыновителя (бланк).

13. Медицинское заключение кандидата в усыновители (бланк).

14. Психологическое заключение (ГУСО ЦППН «Доверие», ул. Профсоюзная, д.18, тел. 21-10-96; ГУСО ЖКЦСОН «Берегиня», ул. Ползунова, д.29, тел. 20-93-33).

15. Копия свидетельства о рождении усыновляемого ребенка (+ совместных детей).

16. Медицинское заключение о состоянии здоровья усыновляемого ребенка (бланк).

17. Акт обследования условий проживания семьи (составляется специалистом органа опеки и попечительства).

18. Заключение комитета образования «Город Чита» (выдается гражданину органом опеки и попечительства на основании пакета представленных документов и акта обследования условий проживания гражданина).

19. Исковое заявление об усыновлении/удочерении (составляется при помощи специалиста органа опеки и попечительства).

Всех желающих взять на воспитание ребёнка ждут в Отделении методического сопровождения подготовки приемных родителей и сопровождению замещающей семьи ГУ ЦПППН «Доверие» Забайкальского края, расположенного по адресу г.Чита, ул. Профсоюзная 18.

Телефон: 21-10-96, 8-914-440-55-69

Более подробно с отделением методического сопровождения подготовки приемных родителей и сопровождения замещающей семьи ГУ ЦПППН «Доверие» Забайкальского края можно ознакомиться, перейдя по ссылке.

1 Комментарии
14.10.2020 09:54   Гость_Клава
Неужели с детьми и правда так обходятся? Вернуть назад в детдом? Ну это же не товар в магазине, чтобы так с живым маленьким человечком обходиться! Очень жалко деток
Неужели с детьми и правда так обходятся? Вернуть назад в детдом? Ну это же не товар в магазине, чтобы так с живым маленьким человечком обходиться! Очень жалко деток
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя