«Прощай, детский сад!»: как морально подготовить ребенка к школе?

1
07.06.2017 / Я расту!
Автор: Яна Легун
Одни в школе схватывают все на лету, другие, даже не понимают, зачем нужно домашнее задание и почему его надо делать. Как вчерашнего детсадовца подготовить к образовательному процессу? «Гуранка» узнала.

У Виктории Ивановой в этом году дочка закончила первый класс. Мама признаётся, вначале было нелегко. А самое сложное - учить дочку, ради уроков откладывать игрушки в сторону. Первые полгода Ангелина привыкала к новому распорядку дня, к новым обязанностям. Без протестов  и капризов не обошлось, но мама смогла объяснить, что школа - это не обуза, а первая ступенька во взрослую жизнь.

"Самое главное,  на мой взгляд – это подобрать правильный режим работы. Ребенок должен понять, что у него появились новые важные обязанности, которые нельзя отложить в сторону, перенести на потом или отменить. Надо выделить место для занятий, определить последовательность приготовления уроков. Воспитывать привычку – делать домашние задания вопреки желанию. Часто невнимательность приводит к ошибкам, появляется раздражительность, ко всему процессу. Важно научиться  быстро включаться в работу.

У моей дочери есть четкий распорядок дня, все расписано по времени. После школы она отдыхает, плотно ест. Важно сделать это именно до занятий с уроками, так как голод и усталость не дают сосредоточиться на главном. Также я не заставляю свою первоклашку сидеть за учебниками несколько часов подряд. Делаем мы только то, что задали в школе. Это является хорошим закреплением материала. Информация  откладывается в памяти, а перегрузки не наступает".

Готовясь к школе, родители в первую очередь стараются научить ребенка читать и считать, однако, как выясняется, это не самое главное. Вот что рассказывает учитель начальных классов читинской школы №21 Наталья Потапова.

"С введением новых образовательных стандартов  изменились приоритеты начального образования - на пер­вый план выходят цели развития личности ученика и формирования у младшего школьника умения учиться. Школа ожидает другого первоклассника: физически, социально и интеллектуально готового к обучению.  

Родители относятся к развитию ребёнка по-разному. Одни считают, что необходимому научат в детском саду, другие записывают детей во всевозможные студии, секции, кружки… Значит, перекладывают ответственность за ребёнка на третьих лиц: воспитателей, психологов…

Но, никто не знает ребёнка лучше, чем своя семья. Только собственным примером, терпеливо, в совместной деятельности, можно развить у ребёнка необходимые навыки" , – говорит Наталья.

Когда ребёнок готов к школе? Что необходимо знать родителям?

1. Физиологическая готовность:

  • соответствие возрасту (нежелательно отдавать ребёнка в школу ранее 7 лет);
  • состояние здоровья (если у ребёнка имеются хронические заболевания, не перегружать ребёнка);
  • гигиенические навыки (ребёнок должен уметь полностью себя обслуживать, класть вещи на свои места, соблюдать режим дня);
  • развитие мелкой моторики (ребёнок должен уметь раскрашивать, лепить, вырезать..)

2. Социальная готовность:

  • коммуникативные навыки (умение общаться со взрослыми и сверстниками);
  • развитие навыков самостоятельности (родители не должны проживать жизнь за ребёнка);
  • поведенческие навыки (контролировать свои поступки, принимать требования старших, подчиняться определённым правилам);

3. Интеллектуальная готовность:

  • речевое развитие (много детей поступают в школу с дефектами речи, что может затруднить обучение грамоте, своевременно обратиться надо к логопеду);
  • умственное развитие (ребёнка должны окружать развивающие игры и игрушки, минимум игр в телефоне…).

Учитель начальных классов рассказывает: "Что ещё немаловажно: адекватный выбор школы. Хорошо, если ребёнок поступает в школу рядом со своим домом. Зачастую родители выбирают школу рядом со своей работой. Но, работа-категория непостоянная. Да и ребёнок вырастает, если добирается до школы долго - появляется много соблазнов приобрести вредные привычки.

Выбор самой лучшей  программы обучения не может гарантировать высокие результаты обучения, если у ребёнка не сформирован положительный имидж школы, в которую он идёт учиться".

Советы родителям, у которых дети идут в школу в следующем  учебном году:

Обязательно летом сходите «в гости к школе», в которую вы записали ребёнка, прогуляйтесь по территории, покажите безопасный путь к образовательному учреждению. Снимите эмоциональное напряжение и чувство страха у ребёнка.
Играйте в различные игры, когда едете в машине, на прогулке или на отдыхе: по очереди называйте деревья, цветы, фрукты, овощи, одежду, посуду и т. д ….  Это развивает кругозор ребёнка, словарный запас. Если вы на даче или на берегу водоёма, пусть ребёнок строит из песка замки, домики, гаражи…, складывает рисунки или картины из камешков или веточек. Берите с собой пластилин или цветную бумагу и ножницы. Украшайте рисунки на песке вырезанными деталями. Это развивает мелкую моторику. А мелкая моторика-залог умственного развития ребёнка. Устройте словесный бой: называйте слова на определённую букву, это развивает память ребёнка. В совместной деятельности вы укрепите свой авторитет у ребёнка, отношения станут более доверительные и дружеские. Вместе с ребёнком выбирайте все школьные принадлежности. Ребёнок должен любить всё, что связано со школой. Подготовьте рабочее место.  1 сентября должно стать настоящим праздником для всей  семьи".

Однако бывает и такое, что на корабль знаний, под названием школа берут не всех. Кого взять в "плаванье", а кого оставить "за бортом" решает медицинская комиссия. Её в обязательном порядке проходят вчерашние дошкольники. Некоторым детям предлагают со школой повременить - их оставляют в садике на второй год. Конечно, для такой меры нужны  веские основания. Решение принимает группа специалистов, в состав которой входят логопед, психолог и психиатр.

А как определить моральную готовность ребенка к школе? Своим мнением поделилась: воспитатель, педагог-психолог – Наталья Корякина.

"Готовность к школе определяется целым комплексов навыков и знаний. Первое – это должна быть готова речь. Ребенок должен уметь рассказывать о себе, к примеру, описать то, что он видит на картинке, составлять предложения на предложенную тему. В школе начинается художественная литература, чтение и ребёнку нужно будет пересказать текст, излагать свои мысли. Если речь не развита, то в большинстве своём дети "закрываются" и не говорят. Ребенок может быть интеллектуально развит, но впечатление о нём из-за того, что он молчит, в школе может сложиться другое. Должно быть развито мышление. Ребёнок с 7 до 8 лет уже должен устанавливать причинно - следственные связи, логическое мышление должно быть хотя бы на начальном этапе. Нужно это для того,  чтобы ребёнок самостоятельно составлял задачи и их решал. Если он этого не может, ему будет очень сложно.

Школьная программа, к примеру, Занковой,  направлена на развитее логики. Для взрослого задачи могут показаться глупыми, на самом деле они развивают  мышление.

Третий важный аспект: хорошая память - визуальная, вербальная. Для каждой возрастной группы есть свои требования.

Если хотя бы один аспект из перечисленных западает, значит, весь учебный процесс будет идти со скрипом. Ребенку, который забывает, что ему объясняли, не интересно воспринимать информации - он её не поймёт. А если сложности с речью, то со школой, скорее всего, надо повременить. Также важна адаптация к социуму, умение  налаживать контакт с коллективом. Я советую родителям, если вы знаете, что какие-то из процессов развития у ребёнка "западают", к примеру, речь – обратитесь к логопеду. Специалистов таких достаточно как в детских садах, так и в других центрах".

У большинства детей примерно к 6-7 годам заканчивается игровая деятельность, начинается познавательная. Это обозначает, что он к школе готов. Определить это легко. Если ребёнок, например, просит маму научить читать, значит, учебная мотивация есть. А если семилетний ребенок, говорит - не надо мне читать книжку, давай лучше поиграем – это игровая мотивация. Если у выпускника садика случай последний, необходимо подключить психолога. Вместе со специалистом состояние это можно скорректировать.
1 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

07.06.2017 07:10   Юла
Очень интересная и полезная статья .
Очень интересная и полезная статья .
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных