Школьные годы ужасные: о неслучившихся победах и комплексах поведали читинцы, столкнувшиеся с буллингом

1
29.03.2019 / Я расту!
«Вспоминаю школу с ужасом и отвращением. Ненавижу одноклассников и одноклассниц всем сердцем…» - поделилась одна из моих собеседниц. Все, кто побывал под «тяжелыми ботинками» буллинга, очень долго еще ощущают его следы на своем теле и в своей душе. По различным данным, травле подвергаются от 25 до 40% российских школьников. Это только те, кто нашел в себе силы признаться в том, что жестокие шутки одноклассников давно перестали быть смешными. Все герои нашего материала – реальны, самые младшие – еще школьники, старшие - перешагнули тридцатилетний рубеж. Каждый из них знает, каково это – быть изгоем. Даже спустя годы признавать это больно и неприятно. По понятным причинам, все наши собеседники пожелали остаться анонимными.

Зло под новым именем

Прежде чем говорить о проблеме буллинга, «Гуранка» провела опрос среди читателей:

  • 38% проголосовавших случалось быть объектами травли.
  • У 3% систематическим нападкам подвергался ребенок.
  • 28% признались, что сами были участниками или свидетелями травли.
  • Еще 34% счастливчиков с этим явлением не сталкивались.

Моя юность пришлась на начало нулевых, тогда влияние криминальных 90-х еще не то, что не исчезло, наоборот – прочно укоренилось в школьной среде. В нашей школе, которая была и есть на хорошем счету, ходили свои «смотрящие», случались и разборки «по понятиям». В основном «рамсы», - так это тогда называлось, - проходили у ближайшего магазина или на территории детского сада, где принято было курить, тусить и выяснять отношения.

В школах, где царили порядки пожестче, собирали деньги «на общак», говорили, что их отправляют на зону, а после уроков происходили серьезные потасовки – и парни, и девочки дрались не на жизнь, а на смерть.

А вот чего в школьной среде не было – так это равенства. Были «крутые», и были «ботаны», которых постоянно «цепляли». Нет этого равенства и в современных школах. Только методы травли современные агрессоры выбирают все более изощренные и жестокие, а знакомые нашему поколению слова типа «гнобить» заменили более благозвучным англоязычным - «буллинг». Но травля остается травлей, как ее не назови.

Немного официальной информации. Буллинг – с английского переводится как запугивание, издевательство, травля. Выделяют несколько его разновидностей:

Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга.

«Школьные годы чудесные... Вспоминаю школу с ужасом и отвращением. Ненавижу одноклассников и одноклассниц всем сердцем. В нашей мерзкой школе учились мерзкие детишки, которые с первого класса уже жили «по понятиям», курили, дрались (в том числе девочки). Сбиться в стайку и унижать тех, кто интеллектуально явно превосходит - вот одно из развлечений, с которым я столкнулась лично. Мы тогда с подругами перешли в другой класс. И в нас весь класс кидал бумажки на уроке. Смешно и жалко сейчас. Но тогда было не по себе. Помню ещё случай, когда дрались одноклассницы... 9 или 10, не помню. Толпа стояла и смотрела. Одна из девочек села на вторую и била её по лицу. Потом плюнула кровью на неё, потому что тоже успела отхватить. Рассказывать родителям было нельзя о том, что происходит. Потому что это "стукачество", и за это можно получить. Честно, не считаю, что сейчас что-то изменилось там. Но теперь все эти "крутые девчонки с района" стали мамами. Хочется пожелать добра и здоровья их детям. Комплексы остались на всю жизнь. До сих пор не позволяю себе быть слабой, быть девочкой».

Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение.

«Дело было в моей внешности. Мальчики оскорбляли, девочки подстрекали. Обзывали уродиной, показывали свое отвращение. Общаться никто не хотел. Честно, не хотелось ходить в школу, да что там - жить тогда не хотелось. В ответ старалась побольнее пройтись по ним, что меня, наверное, тогда и спасло от более серьезных вещей – меня не били, не трогали мои вещи. Постепенно на меня вообще забили. Смотрели, конечно, как на г****, но особо не трогали. Видела, как они поступали с другими –вещи в помойку кидали. Двух девочек оскорбляли, били, портили одежду. Родители в школу приходили – а толку-то? Учителя, в основном, просто не вмешивались. Некоторые даже, зная всю ситуацию, сами этих детей, которых травили, выставляли на посмешище, например, если контрольную завалил. Даже «ржали» вместе с одноклассниками, пока тех не было. Не видела, чтобы кто-то эту травлю особо пресекал. Как на меня это повлияло? Я добилась определенных успехов в жизни, но пришлось очень серьезно над собой работать. Знаю, что могла бы добиться большего, но не хватает духу. До сих пор у меня куча комплексов. Я не доверяю людям, жду от них подвоха. Не могу постоять за себя адекватно – теряюсь или срываюсь на ругань. Эта, как вы говорите, травля - очень страшно. Она ломает людей».

«Парень из моего класса постоянно лез ко всем. Везде и всем пытался сказать какую-то гадость. Ладно, нам он это говорил, парням. Мы его быстро усмиряли. Но есть же ещё девочки, да ещё и со скромным характером. Была у нас одна такая, буряточка. Парень этот со звонком на урок, когда та заходила в класс, постоянно говорил «вход для русских». Его и к директору водили, и с родителями разговаривали, но все так и продолжалось. На наши замечания он тоже не реагировал. А девочка не могла дать ему отпор. Где-то пару месяцев это продолжалось».

Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы, выставление на посмешище, бойкот. Этот вид буллинга не имеет возраста, он самый «тихий», но при этом вызывает у жертвы наиболее сильный стресс.

«В девятом классе с моей двоюродной сестрой резко перестали общаться одноклассники. Все началось с того, что её положили в больницу, примерно месяц она отсутствовала. Когда вернулась в класс, девочка, с которой она общалась, написала ей записку, что общаться с ней больше не хочет. Это все, ни с того, ни с сего! И начались обзывания парней, закидывали бумажками, и она из лидера и прилежной ученицы превратилась в троечницу и, извините, в лоха! Вот так, сейчас у неё все хорошо, конечно, окончила институт, работает, семья, дети, друзья, что очень важно. Но глядя на её одноклассников, которые в большей степени пропагандируют человечность, мне хочется плюнуть им в лицо».

«У меня в классе была одна девочка, которая плохо жила (неблагополучно). И её постоянно обижали, никто с ней не дружил, она постоянно ходила одна, и её, бывало, даже и обсмеивали. В итоге ее потом в детский дом забрали. И только там она смогла найти себе друзей хороших, но о её прошлом так никто и не знает, кроме меня».

Кибербуллинг. Предполагает распространение слухов и ложной информации посредством сети интернет, взлом страниц в социальных сетях, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.

«Меня пытались втоптать в грязь, потом великодушно предложили дружбу…»

Как правило, буллеры не ограничиваются лишь одним видом травли, а «уничтожают» жертву всеми способами сразу. Зато роли между участниками буллинга распределяются четко: есть жертва, агрессор и наблюдатели.

Жертвой чаще всего выбирают человека, которому свойственны чувствительность, тревожность, неуверенность в себе и своих силах.

«Объектами травли становятся детки очень спокойные, у которых понижен эмоциональный фон, дети-интроверты, - рассказывает психолог центра «Лад» Наталья Тращенко, - это может быть ребенок с физическими или эмоциональными особенностями . Он не подходит под систему, он отличается. Также объектами травли могут становиться новенькие в коллективе. Их проверяют «на прочность».

«Я пришла в 7 классе. Меня изначально приняли «в штыки», поэтому я прекратила какие-либо попытки что-то исправить, просто завела себе друзей вне класса и школы. Я не понравилась местным «быдло-королевам» с первого дня, меня некоторое время пытались втоптать в грязь, потом великодушно предложили дружбу. От нее я отказалась. Все, с этого момента я стала никем и ничем. Остальные приняли сторону невмешательства, периодически, для успокоения совести, пытались сделать вид, что защищают меня. Учителей это не интересовало особо, или они делали еще хуже. Психологически было очень сложно, в моем классе не стеснялись и руку приложить. Вообще такая обстановка на любого будет действовать не в лучшую сторону. К счастью, со школы я свалила, попала в гораздо более нормальную среду, смогла все это забыть. Со школы я вынесла с собой неуверенность и замкнутость, в дальнейшем они исчезли. На будущее, к счастью, это никак не повлияло, кроме плохих воспоминаний. Сейчас у меня все хорошо, школа давно забыта, осталось только недоумение к моим одноклассникам- животным».

Лидер или агрессор готов самоутверждаться за счет насилия. Эти люди агрессивно настроены ко всему миру, грубы, с трудом соблюдают правила. Однако причины и обстоятельства, в силу которых у ребенка проявились такие негативные качества, могут быть разными, - считает психолог Наталья Тращенко.

«Например, если его в семье давят, то и модель поведения у этого ребенка сформируется соответствующая, и уже у самого возникнет потребность давить кого-то. Очень часто это недолюбленные в семье дети, неоцененные в школе, даже в кружках. А может быть, ребенок гиперактивный, ему не давали выплеснуть энергию, и она перешла в импульсивную агрессию. Ребенок сам мог когда-то быть объектом травли. Он понял, как это делали другие люди по отношению к нему, и решил так же попробовать сделать с кем-то еще, показать себя в классе таким образом. Детям свойственно делиться на группы, они могут так поступать из-за негативного влияния своей группировки, например, сильного лидера. Часто бывает, участники травли признаются: «Я не хотел, меня заставили унизить его». В этом случае ребенок сам оказывается в роли жертвы»

Самая большая категория участников буллинга – наблюдатели.

«Почти все наблюдатели отмечают, что испытывают чувство жалости к жертве, но меньше половины готовы помочь. Подобное поведение вполне объяснимо: возражая агрессору, свидетель сам оказывается под ударом, лишается безопасности», - говорит методист Городского научно методического центра Виктория Рахманина.

Не хайпом единым

Буллинг в школьной среде существовал всегда, но сегодня он приобретает глобальные масштабы, а способы и причины травли становятся все более дикими.

Так, в одной из московских школ третьеклассницы устроили массовую драку. Одноклассники сняли на телефон, как несколько девочек оскорбляли и избивали сверстницу.

А буквально на днях появилась следующая информация: в Челябинской области школьницу жестоко избили за то, что она носила копию кроссовок известного бренда.

Хорошо это или плохо, но самые вопиющие факты благодаря интернету тут же становятся известны. Мода снимать издевательства на видео и выкладывать в сеть с одной стороны подталкивает подростков действовать, дабы «срубить хайп», с другой – общественность и пострадавшие имеют прямые доказательства вины агрессора.

В Чите громких случаев, связанных с проявлениями буллинга, в последнее время замечено не было, по крайней мере, информацию о них нам найти не удалось. Об этом же говорит официальная статистика. По данным регионального УМВД, за три года в полицию поступило всего 5 заявлений, связанных с противоправными действиями со стороны несовершеннолетних, причем, большая их часть связана с вымогательством.

Но это вовсе не говорит о том, что травли в забайкальских школах нет совсем. Просто об этом не говорят в открытую: дети боятся, стесняются, родители не придают должного значения, а учебные заведения предпочитают не афишировать подобные факты. Своими наблюдениями с нами поделился педагог одной из забайкальских школ, пожелавший не разглашать свое имя.

«Существует ли травля в школе? К сожалению, да. Причин такого явления множество. Это и внешность, поведение, характер объекта насмешек. В моей практике травля была несколько раз. Один раз это было связано с национальностью. Тут проблему решить помогли ребята постарше. В другом случае причиной стала внешность. Здесь ситуацию исправила сама девочка: смогла постоять за себя и дать отпор обидчикам. Третий случай - агрессивное поведение. На этот раз пришлось поговорить с самим учеником и постараться изменить его отношение к окружающим. Спускать на тормоза такую проблему нельзя ни в коем случае. Последствия могут быть очень печальными, ведь жестокость и травля страшны тем, что не имеют границ. И тут, конечно, не стоит оставаться в стороне учителям. Нужно замечать атмосферу в коллективе, изменения в поведении ребенка. Но необязательно жалеть пострадавшего, так как его это унизит ещё больше, а лидера, напротив, укрепит в позиции. Можно попытаться наладить отношения в классе посредством участия в общих мероприятиях. В такой ситуации важно объяснить ребенку, что он не должен бояться высказать своё мнение, и что жизнь на этом не оканчивается. Всегда найдется человек, готовый прийти на помощь, и чаще всего - это родители. Да, родители должны оказывать поддержку, чаще интересоваться жизнью ребенка, не терять с ним контакта. 

Вспомните фильм «Чучело», где маленькая хрупкая Лена противостояла целому классу. А ещё есть прекрасный рассказ Е. Габовой про девушку Свету, которую не любил весь класс: «Презирали за единственно потёртые джинсы». Так вот, героиня рассказа показала своей жизнью, как ошибались ребята, выбирая не те ценности».

Сколько веревочке не виться…

Одни терпят издевательства годами, другие – не могут выдержать и месяца «в опале». Все зависит и от внутренней силы ребенка, и от методов, которые против него используют обидчики. Как бы то ни было, травля в любом виде губительна для личности, а ее последствия могут быть самыми страшными, - предупреждает психолог Наталья Тращенко.

Наталья Тращенко

- Спектр особенностей, которые появятся у ребенка после такого воздействия, колоссальный. У него в принципе будет подорвана репутация, он будет не коммуникабельным, он не сможет верить людям. Ребенок становятся более закрытым, интровертированным – уходит глубоко в себя. А если идет еще и непонимание со стороны родителей…  Кстати, бывает даже травля со стороны семьи, когда регулярно говорят: «Ты мне не нужен, я тебя не люблю». То же самое в коллективе.

- Как помочь ребенку пережить тяжелый период?

- Только через любовь. Это опыт. И здесь ребенка нужно поставить в роль исследователя, попробовать понять: почему я такой, почему на меня обратили внимание? Очень часто особенности, из-за которых травят в школе, выплескиваются на новый уровень, человек через это мотивируется и начинает жить по-другому. Он говорит себе: «Я крутой, я не такой, как все». Очень хорошо попытаться  скорректировать эмоциональное состояние. Ты чувствуешь: «Меня презирают, меня не любят», если мы говорим о крайних ситуациях. «Я чувствую гнев, замкнутость. А как же мои ощущения?». Нужно донести до ребенка, что он при этом ощущает. «Я живой, я развиваюсь, хожу, у меня есть руки, ноги». Не обращать внимания – это уход от проблемы. Перевод в другую школу не гарантирует того, что ситуация не повторится, тем более, если мы говорим о физической особенности. Нужно объяснить ребенку: то, что он другой (особенный) - это нормально, а не плохо. Когда он научится понимать свои ощущения, конфликтные ситуации у него могут сойти на нет. Потому что таким образом он научится адаптироваться, уходить от конфликтов.

- Как вести себя родителям, если они узнали, что их ребенок участник или инициатор буллинга?

- Если это рассматривать с точки зрения судебной системы – «не пойман - не вор». Или - были хорошие адвокаты, и человек ушел от ответственности. Значит, совершит преступление снова, войдет во вкус, будет пробовать что-то новое. Так и здесь. Мы не можем поставить агрессора в угол, или действовать его же методами. Его нужно просветить, попробовать поставить на место объекта травли: «А что бы ты чувствовал, что бы ты сделал, если бы тебя травили? Сейчас не любят его, а скоро и тебя не будут любить, потому что ты агрессивный, и тебя будут бояться». Часто с такими детьми через месяц общается полкласса, через два – у него остается совсем маленький круг общения, состоящий из других активных лидеров, которые могут его терпеть. Когда ребенку это расскажешь, он начинает осознавать.

- Какую позицию занять родителям? Многие предпочитают не вмешиваться, чтобы ребенок сам смог постоять за себя, другие – боятся навредить.

- Очень часто говорят, когда за школой происходят драки, нельзя вмешиваться. В наше время это называлось ябедничать, сейчас называется по-другому. Считается, что ребенка будут травить с большей силой. Но без вмешательства родителей все может закончиться плачевно, потому что ребенка будут травить систематически. Очень важно, насколько хорошо вообще ребенок идет на контакт с родителями, рассказывает ли о том, что с ним происходит. В таком случае взрослый сможет подойти к руководству школы. Иногда достаточно решить вопрос на уровне класса, иногда – нет. Педагоги сразу должны реагировать. Очень часто проблему пытаются «замять», тогда родители должны идти выше и спрашивать со школы. Грамотное вмешательство родителей может спасти ребенка от избиения. Если у родителя есть контакт с ребенком, он сможет заметить, когда только начались предпосылки. Подойти к ребенку, поговорить, трансформировать его эмоциональное состояние. Опыт, которого у детей нет, им должны передать родители.

Один в школе не воин

Не замалчивать проблему, а требовать ее решения призывает и методист Городского научно-методического центра Виктория Рахманина.

Виктория Рахманина.

- Чтобы прекратить буллинг и насилие в школе, при разговоре с педагогами называйте вещи своими именами. Если учитель рассказывает о недостатках ребенка вместо того, чтобы признать факт травли, нужно идти дальше (к завучу, директору). К сожалению, в современном обществе происходят случаи буллинга, однако педагоги знают, как выявить и умеют работать с проявлениями буллинга в детской среде. Помимо наблюдения за поведением детей на уроках и переменах, педагоги проводят беседы с детьми и их родителями. В школах имеется «Почта доверия», куда ребята могут поместить свое письмо о недопустимом поведении в отношении себя или кого – то из одноклассников.

- Часто ли родители обращаются в городской комитет образования, отчаявшись защитить ребенка от травли?

- В комитет образования родители чаще приходят с жалобами на конфликтные ситуации между детьми, а это несколько иное, чем буллинг. В последнем случае, который мы разбирали, все закончилось примирением.

- Если беседы и педагогическая работа неэффективны, куда обращаться родителям в крайнем случае?

- Ребенок запуган, боится, но нельзя идти на поводу, нужно действовать, нужно помочь ребенку. Нужно донести до инициатора травли, что за его действия последует ответственность. Если в школе все рычаги уже «отработаны», но не получается справиться, тогда нужно обратиться в комитет образования. Здесь создается рабочая группа, которая начинает разбираться, что в школе происходит. Привлекают психологов, мы выходим на класс, встречаемся с детьми, родителями. Если нужно, организовывается собрание. Если и здесь ничего не получается, и комитет образования тоже говорит об этом, тогда нужно писать заявление в правоохранительные органы. Самая большая ошибка – замалчивать случаи школьного насилия и ждать, пока все уладится. Любой ребенок беззащитен перед буллингом и рискует получить тяжелую психологическую травму на всю последующую жизнь. Поэтому большая ответственность лежит на родителях. Уважаемые родители! Будьте внимательны к своим детям! Берегите их!

Личным опытом борьбы с буллингом в своем блоге поделилась москвичка Наталья Цымбаленко . Для многих родителей ее история послужила руководством к действию. Наталья рассказала о том, что ее сын и его друг регулярно подвергались унижениям, избиениям и вымогательству. Классный руководитель призывала не вмешиваться в отношения детей, родители обидчиков уверяли, что вину их вконец распоясавшихся чад не докажут. Но Наталья доказала: собрала переписки, скриншоты и фотографии, написала заявление директору школы и в комиссию по делам несовершеннолетних. «Буллинг в классе моего сына прекратился. Надолго ли – посмотрим», - подытожила Наталья.

Между тем, травле со стороны подростков все чаще подвергаются и учителя и даже случайные прохожие. Возникает вопрос: что творится в этих юных умах, которые генерируют настолько жестокие и дикие фантазии? Глядя на беспредел, который творят современные школьники, кажется, что они не боятся ни взрослых, ни закона. А зря.

За систематические издевательства и применение физической силы в отношении сверстников Российским законодательством предусмотрена уголовная (ст. 117 УК РФ «Истязание»), а так же административная ответственность по ст. 6.1.1 КоАП РФ «Побои». Единственное «но» - статьи эти распространяют действие на подростков 16 лет и старше. 

Получается, закон, по сути, развязывает руки малолетним хулиганам? К счастью, нет. В соответствии с гражданским законодательством, а именно статьями 1073 и 1074, за вред, причиненный несовершеннолетними младше 14 лет и несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет соответственно, отвечают родители, опекуны, организация для детей-сирот (если ребенок является ее воспитанником), образовательная, медицинская или другая организация, под надзором которой он находился в момент совершения проступка.

Психологи и педагоги призывают родителей быть внимательными к своим детям. Если вы заметили следующие перемены в поведении ребенка, возможно, ему нужна ваша помощь:

  • Ребенок возвращается домой в порванной одежде, с порванными учебниками или тетрадями. Вы заметили синяки, порезы, царапины, которые не связаны с игрой, случайным падением и т.д.
  • У него нет друзей. Он никогда не приводит домой одноклассников, и сам не бывает в гостях у сверстников или в местах, где они проводят время. Ребенка не приглашают на праздники, вечеринки.
  • Ребенок боится или не хочет идти в школу, по утрам перед школой у него плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке, расстройство пищеварения. Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, плачет во сне.
  • Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.
  • Потерял интерес к учебе, ухудшилась успеваемость.
  • Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным. Наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, часто плачет.
  • Требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров»).

Кстати, в школьные годы буллингу подвергались Леди Гага, Рианна и Джулия Робертс. Красавицы Меган Фокс и Ирина Шейк считались дурнушками и постоянно терпели жестокие оскорбления из-за своей внешности. Объектами насмешек в юности были Джордж Клуни, Леонардо Ди Каприо и даже Барак Обама. Им удалось выйти из школьных войн победителями. Это еще раз подтверждает тот факт, что именно «особенные» люди чаще всего становятся успешными.

1 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

29.03.2019 16:20   Анютик
Какая интересная и полезная статья! Спасибочки!
Какая интересная и полезная статья! Спасибочки!
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных