«Тычет в книжку пальчик»: как научить ребенка читать – лайфхаки от педагога

1
12.01.2023 / Я расту!
Рано или поздно каждый из нас, родителей, задумывается о том, чтобы начать учить ребёнка чтению. И сталкивается с массой вопросов. Когда? С какого возраста? Как понять, что уже пора? А как учить? Какую методику выбрать? Своим опытом и секретами обучения детей чтению с «Гуранкой» делится Светлана Леда, филолог и педагог дошкольного образования.

«Ваш ребёнок хорошо говорит, умеет строить предложения и задавать вопросы, а ещё вдруг начал интересоваться: «Мама, а что здесь написано? Как называется этот магазин?» Тогда пришло время для обучения чтению.

Если в доме сформирована «читающая  среда»: есть полка для книг взрослых и для детских книг, есть традиция читать детям перед сном, чтение воспринимается, как один из видов отдыха. Когда чтение  связано с тёплыми эмоциональными моментами,  то интерес к чтению у ребёнка обязательно проявится.

Процесс обучения чтению должен проходить в естественной  приятной обстановке. Ребёнку важно знать, что он получит результат  и пользу от своего труда. Например, сможет читать милые записочки от мамы (которые заботливая мама специально станет писать для мотивации ребенка к чтению), названия книг, игрушек в магазине, открытку от друга.

Сейчас родители теряются от обилия  методик по обучению  чтению. С чего же начать? Для своего ребёнка я выбрала вариативное сочетание методов и вывела на основе личного опыта  и знаний следующие шаги  в обучении чтению» – говорит Светлана.

Шаг 1.  «Имитация чтения»

Я начала обучение, когда ребёнку было около 4,5 лет, с  подражания, имитации  чтения. Таким образом  ребёнок оценивает преимущества самостоятельного чтения и начинает понимать основы  чтения: буквы соединяются в слоги, слоги в слова. Например, давала  ребенку карточки с  крупно написанными  словами, когда мы вместе готовили. Я   артикуляционно выделяла  звуки  в словах  и затем давала «читать» дочке.  Ребёнок  с  деловым видом «читал» слова и давал мне те продукты, название которых «прочитал» только что.

Большинство букв дочка знала к моменту начала  обучения чтению.  Изучение проходило стихийно, но начиналось с простых гласных вроде А, О, У и легко запоминающихся согласных вроде М, П. Не нужно начинать изучение букв с  фрикативных согласных, таких, как Ш, Щ, Ж, смычных Ц, Ч. Лучше с ними познакомить ребёнка, когда ему станет легче запоминать и различать буквы.

Шаг 2. «Пробуем слова  на звук»: развиваем фонематический слух

«Давай скажем слово «Мама» и подумаем, с какой буквы начинается это слово, а потом   найдём в алфавите?» - предлагала  я дочке. - А теперь давай напишем это слово». Чтение и письмо – это взаимосвязанные процессы, и когда вы учите ребёнка сразу и читать, и писать (неважно, что буквы неровные, большие и вообще вы ведёте рукой ребенка), то облегчаете для ребёнка понимание того, как устроен русский язык.

Важное замечание: учим детей произносить не названия букв, а звуки, которые дают эти буквы. Конкретно про названия букв (буква «Эм», буква «Ха»)  я рассказала дочке после того, как она поняла принцип чтения.  Буквы мы видим и пишем, а звуки речи слышим и произносим. Звук обозначается буквой.

Шаг 3. Составляем слова из букв и начинаем  читать  слоги

Берём магнитную азбуку и пишем карточки с простыми словами (сначала из трёх букв, потом из четырех и так далее). Просим ребенка найти подходящие буквы и составить такое же слово, как на карточке. Далее считаем, сколько букв  в  слове. Обращаем внимание ребёнка на то, что есть буквы – певицы. Это буквы гласного звука, которые мы произносим свободно, с открытым ртом и можем петь эти буквы. А есть буквы, при произнесении которых наши зубы или губы закрываются и язычок создает преграду для воздуха. Такие буквы называются согласными.

Пробуем с ребёнком  соединять  сначала  две  гласные: АУ, УА, ИА. Потом соединяем согласную и гласную. Тянем согласный звук (например, Ммммма) и плавно добавляем гласный. Согласные, которые трудно тянуть, многократно и быстро повторяем (П-п-п-п-па).

После того, как ребенок научится  соединять звуки в слоги, можно переходить к словам из трех, четырех букв. Можно самим сделать книгу для первого чтения  (например, как рекомендует педагог Анна Куприянова, взять фотографии ребенка, приклеить  по одной на каждую страницу тетради или альбома и подписать словом или небольшим предложением из  коротких слов) или приобрести специальные книги для первого чтения (например, Татьяны Русситы).

В возрасте старше 6,5 лет можно давать ребенку списывать небольшие тексты из литературных произведений, чтобы сформировать орфографическую зоркость: сначала ребенку нужно прочитать текст, понять его, а затем переписать, проговаривая вслух.

Шаг 4. Уточняем нюансы

На этом этапе важно простыми словами ребенку объяснить, что пишем мы не всегда так, как слышим.

Например, ребёнку нужно прочитать слово «Лес». Вы объясняете, что согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми в зависимости от того, какая гласная за ним следует. А, О,У,Э,Ы придают согласным твёрдость, а Я,Ё,Ю,Е,И  превращают согласные в мягкие. Я в такое объяснение  добавляю элемент игры. Например, гласные, придающие твердость – это родители или старшие дети, а гласные, придающие мягкость – детки или младшенькие в семье букв. Так формируется правильная ассоциация с твёрдыми и мягкими звуками.

Про согласные   Ж, Ц, Ш  детям старше 6 лет можно объяснить, что они не «дружат» с гласными, придающими мягкость и всегда остаются твёрдыми: Цирк (говорим ЦЫрк, а пишем через И), Жизнь (говорим ЖЫзнь, а пишем  через  И), Шёлк (говорим ШОлк, а пишем  через  Ё).

Как научить ребенка определять глухие и звонкие согласные? Попросите ребёнка положить ладонь на шею и произнести звук З, спросите, чувствует ли он вибрацию в области горла. Затем попросите ребёнка произнести звук С.  Вибрации уже не будет. Таким образом  произнесите все звонкие и глухие звуки попарно: Б-П, В-Ф, Г-К, Ж-Ш,З-С, Д-Т и непарные звонкие: Й, Л, М.Н, Р, непарные глухие: Х,Ц, Ч,Щ.

Про твёрдый и мягкий знаки я объясняю так. Жили-были два брата. Один был строгий, очень твёрдый, его так и звали - «Твердый знак». Другой брат – веселый, добрый, мягкий, его так и звали – «Мягкий знак». Твёрдый знак превращал все согласные в твёрдые, а мягкий знак делал согласные мягкими.

Шаг 5. Тренируйтесь  читать не просто слова, а небольшие тексты

Шаг 6. Не гонитесь за скоростью

Чтение – это,  во-первых, понимание  текста.

Какой смысл уметь быстро  соединять буквы в слова, если в конечном  итоге  ребёнок  не  способен  понять то, что прочитал.  Надо, чтобы ребёнок понимал  озвученное.

И небольшое резюме в итоге.

Формируйте интерес  к чтению, привычку к чтению  у ребёнка, начиная с дошкольного возраста. Сочиняйте истории про буквы, закрепляйте положительный эмоциональный фон при обучении чтению. Чтение  – это удовольствие!

Выберите ту методику, которая больше подходит  вашему ребёнку.

Помните, что всё должно быть в игровой форме, в форме истории, приключения.

Буквы веселее учить в естественной форме, ненавязчиво  и  не  строго по какой-либо системе.  Вышли погулять, к примеру, напишите палочкой на песке  простое слово МАМА  и поиграйте с ребёнком, будто вы буква М, а ребёнок – буква А. Сначала вы были просто отдельными буквами и стояли далеко друг от друга,  потом пошли друг к другу на встречу, взялись за ручки и получился слог  МА. «Ой, а из каких букв состоит слог МА?». Таких игр можно придумать с десяток. И приятно, и полезно.

И, конечно, будьте терпимее к детям и поощряйте даже небольшие успехи!

1 Комментарии
06.03.2020 04:03   Гость_гостья
как раз вовремя. Собираемся учиться читать. Попробуем эти советы )
как раз вовремя. Собираемся учиться читать. Попробуем эти советы )
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных