“Я просто взял”: разбираемся, почему дети воруют и как этого избежать?

0
19.11.2023 / Я расту!
Игрушка, тайком принесённая домой из сада... А, может быть, ваш тоддлер "случайно" выносил из супермаркета сладости? Они ведь лежат на полках внизу, специально напротив детских глаз! Каждый родитель рано или поздно сталкивается с "плохим" поведением своего ребёнка, будь то драка, порча чужого имущества, ложь или воровство. Как правильно реагировать на факт детского воровства? Как не оттолкнуть ребёнка от себя и не потерять его доверие, но в тоже время пресечь дурные поступки своего чада? Согласитесь никто из нас не желает своим детям такой участи: украл-выпил-в-тюрьму!

Разбираемся в этой сложной теме совместно со специалистом Центра психолого-педагогической помощи населению Забайкальского края "Доверие" Екатериной Хайдуковой. 

Фото: Екатерина Хайдукова

Конечно, чаще всего родители не видят в своих детях будущих преступников, тем более, не учат воровству и думают, что в их семье такого быть не может. Поэтому бывают не готовы правильно отреагировать на факт присвоения ребенком чужой вещи. 

Чтобы не усугубить ситуацию, не нужно: 

  • прибегать к физическому наказанию,
  • кричать на ребенка,
  • обвинять, если вина не доказана,
  • называть вором,
  • требовать публичного раскаяния. 

Игнорировать тоже недопустимо, иначе ребенок может сделать неправильные выводы. 

Нужно обязательно обсудить с ребенком произошедшее, объяснить, что так делать нельзя, он поступил плохо, но может раскаяться и исправить ситуацию. Можно помочь ребенку принести извинения и объяснить, как он может возместить ущерб. По возможности сохранить конфиденциальность и поддержать ребенка в его желании исправиться. Определить адекватное наказание, которое не будет ущемлять его базовые потребности и достоинство. Наказание обязательно должно быть исполнено, без лишения при этом любви и принятия.

Самое важное для родителя, который столкнулся с «неправильным» поведением ребенка, это выяснить причину. И тут однозначного ответа нет, потому что каждая ситуация индивидуальна. Причины могут быть разными исходя из возраста ребенка,  характера взаимоотношений с ребенком, стиля воспитания, климата в семье (предразводное состояние или развод, частые конфликты), родительских установок по отношению к воровству и соблюдению законов, взаимоотношений ребенка со сверстниками и тому подобное.

Фото: автора

Я так хочу эту игрушку! Почему нельзя?

Так, например, у ребенка в возрасте 1-3 лет еще не сформированы понятия «свое» и «чужое» и он просто не понимает, что чужие вещи брать плохо, поэтому он спокойно может взять понравившуюся вещь в гостях или на прогулке. В этот момент важно, чтобы рядом оказался внимательный родитель, который на доступном ребенке языке объяснит, почему чужие вещи брать нехорошо. 

Часто в возрасте 4-6 лет даже дети, которые уже понимают, что чужое брать плохо, в силу возрастной неспособности контролировать свою импульсивность, идут на поводу у своих желаний обладать какой-то понравившейся им вещью. Родителям стоит обратить внимание ребенка на чувства «жертвы» (можно проиграть ситуацию, в которой ребенок окажется на месте «жертвы») и на последствия, которые наступают в результате необдуманных действий. 

Ближе к школьному возрасту у ребенка формируется способность соблюдать определенные правила, но не во всех семьях границы дозволенного обозначены. В этой ситуации у ребенка могут возникнуть проблемы с восприятием групповых норм и социальной адаптацией. Также причинами девиантного поведения могут стать повышенная возбудимость, особенности темперамента, психотравмирующие ситуации (переезд, развод родителей, поступление в школу) или психические отклонения. В младшем школьном возрасте одной из причин может быть недостаточное развитие волевой сферы ребенка. Такие дети могут испытывать стыд, но им крайне сложно справиться со своим соблазном.

Фото: www.psychologos.ru

В подростковом возрасте воровство – это осознанный шаг, или даже вредная привычка. Причинами могут стать: желание быть принятым в группе сверстников (подкуп или вымогательство), появление патологической зависимости (курение, наркомания, игромания и т.п.), месть, потребность в необходимых вещах (канцелярские товары, продукты питания, одежда), попытка обратить на себя внимание, высокий уровень тревоги и недостаток эмоциональной поддержки, подражание взрослым (если родители «приносят» что-то с работы, присваивают чужие деньги, вещи).

Понимая причины поведения ребенка, можно найти способ благоприятного разрешения ситуации. Обсудите с ребенком, правильно ли вы поняли, причины его поведения. После завершения ситуации не стоит ребенку напоминать о том, что он однажды оступился.

Лучшей профилактикой воровства в семье является взаимопонимание и доверие между родителями и ребенком. Объясните ребенку значение слов: «поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Также важно, чтобы у ребенка был опыт обладания и распоряжения собственностью (затруднение в этом могут испытывать дети из детских домов, где сформирована привычка что всё общее). Родители должны объяснить ребенку разницу между своими, чужими и общими вещами. Иногда достаточно не провоцировать ребенка, храня деньги и ценности в недоступном для ребенка месте. Карманные деньги способствуют развитию ответственности и развитию умения распоряжаться деньгами. У ребенка появляется возможность самому купить то, чего ему не хватает. На примере родителей ребенок усваивает адекватные способы получения желаемого, а также важность таких понятий как труд и честность. Самое важное - это внимательность и способность родителей к поиску конструктивного разрешения проблемы.

Отвечать будут по закону?

Кроме психологических проблем, детские кражи могут обернуться еще одной неприятностью. Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность. Уголовную ответственность несовершеннолетние несут с 14 лет.

Фото: pixabay.com

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за кражу (статья 158), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166 УК РФ), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), и другие преступления. Но поскольку пока нас интересуют только кражи, говорим о них.

 

Административная ответственность наступает в возрасте 16 лет.

Если  подростку нет 14 лет, гражданскую ответственность за причиненный вред будут нести его родители или опекуны. Если подростку от 14 до 18 лет, он сам должен возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если у него его нет или его недостаточно, возмещать будут родители.

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных