- Нужно ли стремиться стать “идеальным родителем”?
- Ко мне на консультации все чаще приходят родители, измученные не столько поведением детей, сколько грузом собственной ответственности и чувством вины. Их тревожность подпитывается бесчисленными блогами, книгами и советами из соцсетей, создающими образ “идеального родителя” — всегда терпеливого, развивающего, осознанного и безупречного. Гонка за этим недостижимым идеалом приводит к выгоранию, а тревога родителей неизбежно передается детям.
Как специалист, я хочу напомнить коллегам и родителям о фундаментальной и, пожалуй, самой утешительной концепции в психологии развития — концепции “достаточно хорошего родителя”. Этот термин был введен выдающимся британским педиатром и психоаналитиком Дональдом Винникоттом.
В чем суть? “Достаточно хороший родитель” — это не тот, кто никогда не ошибается. Это тот, кто способен быть надежным и чутким, но при этом — реальным. Он стремится понять потребности ребенка, но не может удовлетворить их мгновенно и идеально. Он создает безопасную среду, где ребенок сталкивается с небольшими, посильными фрустрациями (например, мама не сразу подходит, потому что занята), и это — необходимое условие для развития. Через эти мелкие разочарования ребенок учится справляться с трудностями, понимает, что мир не вращается вокруг него одного, и развивает собственную жизнестойкость.
Стремление же к перфекционизму, напротив, парадоксальным образом вредит детской психике. Оно создает невыносимое давление на всех участников процесса и формирует у ребенка искаженную картину мира, где любая ошибка — катастрофа.
Что же главное? Главное — это общий контекст ваших с ребенком отношений. Не единичные промахи, а общая атмосфера принятия, надежности и любви. Ваша способность ремонтировать разрыв в отношениях после ссоры — куда важнее, чем факт самой ссоры.
Мой совет родителям: разрешите себе быть “достаточно хорошими”. Проявляйте искренний интерес, будьте рядом, играйте, устанавливайте границы, заботьтесь о себе и помните, что ваша “неидеальность” — это и есть тот самый здоровый и необходимый фундамент, на котором ваш ребенок построит здоровую и гармоничную личность.
- Могут ли телесные наказания быть “заслуженными”?
- Короткий и четкий ответ: нет, телесные наказания не являются ни нормальными, ни эффективными, ни “заслуженными” методами воспитания с точки зрения психологии. Более чем за 50 лет исследований наука пришла к однозначному консенсусу: телесные наказания (шлепки, подзатыльники, порка) несут только краткосрочный эффект подчинения из-за страха, но наносят долгосрочный вред.
Что происходит на самом деле? Ребенок, которого бьет самый близкий и любимый человек — родитель, — испытывает колоссальный стресс и когнитивный диссонанс. Его мозг учится не “правильному поведению”, а тому, что:
- Большие и сильные имеют право бить маленьких и слабых для решения проблем.
- Любовь и насилие могут идти рука об руку. Эта путаница в будущем может аукнуться в его собственных отношениях.
- Главное — не быть пойманным, а не понять последствия своего поступка.
Исследования ВОЗ и Американской психологической ассоциации (APA) четко связывают телесные наказания с ростом агрессии, тревожности, депрессивных состояний у детей и снижением их когнитивного развития.
Ребенок не «заслуживает» унижения и боли. Он заслуживает того, чтобы взрослый помог ему понять свою ошибку, установил четкие границы и показал, как можно исправить последствия. Альтернатива — это не вседозволенность, а последовательность, диалог и естественные последствия проступков.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться