Главная
Я мама
Я расту!
Зачем ребенку нужен психиатр: интервью с главврачом больницы им. Кандинского Ольгой Ступиной
Зачем ребенку нужен психиатр: интервью с главврачом больницы им. Кандинского Ольгой Ступиной
Автор статьи, хоть и является мамой, но о том, что детям тоже бывает нужно к психиатру, узнала только в процессе беседы с нашей героиней. И для этого совсем не обязательно ребенку биться в истериках. И, что детская шизофрения тоже встречается, было “сюрпризом”. Спешу остановить осуждающий поток мыслей читателя, если он вдруг начался.
О детской психиатрии и проблемах с ребенком мы поговорили с психиатром, организатором здравоохранения, доктором наук по психиатрии, главврачом психиатрической больницы имени В.Х. Кандинского Ольгой Петровной Ступиной.
Как было раньше?
То, что диагностируют и лечат сейчас, когда-то, еще в прошлом столетии, в медицине даже не придавали значения. Раньше как говорили? Ай, израстет! И такого внимания к таким небольшим особенностям или маленьким органическим проблемам не было. Сейчас все особенности смотрят, выясняют. Врачи стали лучше диагностировать. Современная медицина очень четко в этом направлении работает. Деткам с особенностями проводят программу реабилитации. Врачи спасают жизнь маленькому человечку. Но такому ребеночку нужно повышенное внимание и забота.
В чем заключается такая реабилитация?
Массажи, медикаментозное лечение, физиопроцедуры, и все это под контролем электрографических исследований.
Существует мнение, что дети сейчас стали чаще рождаться больными, что вы думаете об этом?
Нет, просто врачи стали лучше работать. И гинекологи, и неонатологи работают высокопрофессионально. Детишек всех “вытаскивают”. Безусловно, вот такой способ спасения жизни младенца не проходит совсем бесследно, и реабилитация должна быть очень мощной и с пеленок.
И самое лучшее, что может сделать мама, у которой родился недоношенный малыш, это проходить с ним курсы реабилитации. Ни в коем случае не относиться к этому с пренебрежением. Современная медицина сейчас может многое, но при полной согласованности действий с пациентом. Только тогда будет положительный результат, а не последствия.
А какие последствия вы имеете в виду?
Спектр может быть разный. Например, сложности в обучении этого ребенка. Могут начать развиваться органические поведенческие реакции, например, когда ребенок не усидчив. Допустим, у первоклашек уроки длятся по 30-35 минут. Чтобы высидеть это время ребенок должен обладать в первую очередь волевыми качествами, эмоционально себя контролировать.
Ранняя реабилитация дошкольного возраста очень важна. К школе, ребенок должен быть спокойным и выполнять предъявляемые к нему требования, особенно в поведенческих реакциях.
А что в школе?
Школа щадит ребенка, особенно на первых порах. Педагоги стараются вытянуть каждого ученика. Педагогика - это целая наука. Но не все дети уверены в себе, на это есть много разных причин. Всё очень индивидуально. К каждому ребенку нужно подходить профессионально.
А еще же есть проблема с отрицанием, когда все вокруг - и педагоги, и медицинские специалисты - говорят, что проблема есть, а родители отрицают.
Такое тоже встречается, к сожалению. И это тоже зависит от психических особенностей личности родителей. Родитель не может не почувствовать, что ребенок, как ледышка холодный, не контактный. Но бывают и сами мамы холодные. Поэтому личное счастье ребенка, его комфорт - это ответственность родителей, и семья играет самую большую роль в этом.
Не каждая мама или папа готовы услышать правду, есть такая страусиная психология “это не случилось”, “это не со мной”.
Но есть и еще одна грань, мама может формально согласиться с тем, что у ребенка проблема, но до конца в душе еще не осознавать всей серьёзности и не выполнять все рекомендации специалиста. Нужно сотрудничать и тогда будет результат и положительные динамики.
«Мы стараемся детей от родителей не отрывать»
У нас есть стационарное детское отделение на 20 коек. Этого вполне хватает. Госпитализируем детей, которые нуждаются в срочной медицинской помощи. Мы стараемся детей от родителей не отрывать. Это для них стресс.
Для ребенка с аутистическим расстройством пойти по другому маршруту или, например, девочке заплести не такую прическу, к какой она привыкла, уже большой стресс. А представьте, если ему полностью поменять обстановку, да еще и с мамой разлучить? Что у него в голове будет происходить?
Как у вас осуществляется детский приём?
Родители, которые признали и осознали диагноз своего ребенка, водят детей на реабилитацию два-три раза в год. У нас имеется весь спектр специалистов: логопеды, дефектологи, социологи, психологи, детские психиатры, которые проводят комплексную терапию.
Отмечу, что реабилитацией занимаются не только в больнице, но и в других социальных службах, например, в центре “ДАР”, “Я расту”, “Росток”. Мы со всеми психологами этих служб в большой дружбе.
С какими еще проблемами обращаются к психиатру?
Чаще всего обращаются с детьми, у которых органические расстройства личности. В народе про таких детей говорят “непослушный”, “непоседа”. Такие дети грубят, убегают из дома, могут страдать клептоманией. Бывает так, что дети агрессивные, не ходят в школу, не учатся, с родителями нет контактов и взаимопонимания. Детский психиатр много чем занимается.
А бывает детская шизофрения?
Да, бывает. Но таких детей очень немного, если брать в целом статистику по краю. Проявляется точно так же, как и у взрослых.
Если говорить об особенностях, то детки, страдающие шизофреническими расстройствами - это дети внешне очень эмоционально “холодные”. Они не испытывают теплых чувств, соответственно никак их не проявляют, но при этом при всем они очень чутко чувствуют отношение к себе. Их не получится обмануть, сыграть с ними, к ним нужно действительно очень хорошо относиться, с теплотой.
Какая продолжительность жизни у детей, которые страдают психическими заболеваниями?
Смотря какой уход, при должном уходе, у них всё хорошо и живут они долго.
От чего зависит психическое здоровье ребенка?
Мы все с вами личности, однако, формируемся в первую очередь, в зависимости от того, кто нас воспитывает. Какие родители, какие отношения в семье. Когда начинаем разбираться: откуда у пациента страхи, тревоги, навязчивость - пограничные расстройства нервно-психической деятельности, то изначально выясняем, в каких условиях человек рос, взрослел, какие у него были отношения с родителями.
Если родители заметили проблемы, что делать?
Я не призываю при любой проблеме в общении или в поведении с ребенком бежать к психиатру, ни в коем случае! Но если вы чувствуете, что ситуация выходит из под контроля и самостоятельно справиться с проблемой не можете, тогда однозначно нужно обращаться за помощью к специалистам. Изначально к психологу. Если есть проблема - приходите, обсудим, поможем. Мы не кусаемся, никого в больницу не кладем, ничем для вас это не чревато.
Задача родителя - стать той самой опорой и поддержкой. А как вы это делаете, сами или при помощи специалистов совсем не важно. Важно ведь лишь счастье и благополучие маленького человечка, которому вы дали жизнь.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться