Зачем ребенку нужен психиатр: интервью с главврачом больницы им. Кандинского Ольгой Ступиной

0
17.03.2024 / Я расту!
Автор статьи, хоть и является мамой, но о том, что детям тоже бывает нужно к психиатру, узнала только в процессе беседы с нашей героиней. И для этого совсем не обязательно ребенку биться в истериках. И, что детская шизофрения тоже встречается, было “сюрпризом”. Спешу остановить осуждающий поток мыслей читателя, если он вдруг начался.
Фото: ru.freepik.com

О детской психиатрии и проблемах с ребенком мы поговорили с психиатром, организатором здравоохранения, доктором наук по психиатрии, главврачом психиатрической больницы имени В.Х. Кандинского Ольгой Петровной Ступиной. 

Как было раньше?

То, что диагностируют и лечат сейчас, когда-то, еще в прошлом столетии, в медицине даже не придавали значения. Раньше как говорили? Ай, израстет! И такого внимания к таким небольшим особенностям или маленьким органическим проблемам не было. Сейчас все особенности смотрят, выясняют. Врачи стали лучше диагностировать. Современная медицина очень четко в этом направлении работает. Деткам с особенностями проводят программу реабилитации. Врачи спасают жизнь маленькому человечку. Но такому ребеночку нужно повышенное внимание и забота.

В чем заключается такая реабилитация? 

Массажи, медикаментозное лечение, физиопроцедуры, и все это под контролем электрографических исследований. 

Существует мнение, что дети сейчас стали чаще рождаться больными, что вы думаете об этом?

Нет, просто врачи стали лучше работать. И гинекологи, и неонатологи работают высокопрофессионально. Детишек всех “вытаскивают”. Безусловно, вот такой способ спасения жизни младенца не проходит совсем бесследно, и реабилитация должна быть очень мощной и с пеленок.

Фото: psychiatr.ru

И самое лучшее, что может сделать мама, у которой родился недоношенный малыш, это проходить с ним курсы реабилитации. Ни в коем случае не относиться к этому с пренебрежением. Современная медицина сейчас может многое, но при полной согласованности действий с пациентом. Только тогда будет положительный результат, а не последствия. 

А какие последствия вы имеете в виду? 

Спектр может быть разный. Например, сложности в обучении этого ребенка. Могут начать развиваться органические поведенческие реакции, например, когда ребенок не усидчив. Допустим, у первоклашек уроки длятся по 30-35 минут. Чтобы высидеть это время ребенок должен обладать в первую очередь волевыми качествами, эмоционально себя контролировать. 

Ранняя реабилитация дошкольного возраста очень важна. К школе, ребенок должен быть спокойным и выполнять предъявляемые к нему требования, особенно в поведенческих реакциях. 

 А что в школе? 

Школа щадит ребенка, особенно на первых порах. Педагоги стараются вытянуть каждого ученика. Педагогика - это целая наука. Но не все дети уверены в себе, на это есть много разных причин. Всё очень индивидуально. К каждому ребенку нужно подходить профессионально.

А еще же есть проблема с отрицанием, когда все вокруг - и педагоги, и медицинские специалисты - говорят, что проблема есть, а родители отрицают.

Такое тоже встречается, к сожалению. И это тоже зависит от психических особенностей личности родителей. Родитель не может не почувствовать, что ребенок, как ледышка холодный, не контактный. Но бывают и сами мамы холодные. Поэтому личное счастье ребенка, его комфорт - это ответственность родителей, и семья играет самую большую роль в этом. 

Не каждая мама или папа готовы услышать правду, есть такая страусиная психология “это не случилось”, “это не со мной”.

Но есть и еще одна грань, мама может формально согласиться с тем, что у ребенка проблема, но до конца в душе еще не осознавать всей серьёзности и не выполнять все рекомендации специалиста. Нужно сотрудничать и тогда будет результат и положительные динамики.

Фото: ru.freepik.com

 «Мы стараемся детей от родителей не отрывать»

У нас есть стационарное детское отделение на 20 коек. Этого вполне хватает. Госпитализируем детей, которые нуждаются в срочной медицинской помощи. Мы стараемся детей от родителей не отрывать. Это для них стресс.

Для ребенка с аутистическим расстройством пойти по другому маршруту или, например, девочке заплести не такую прическу, к какой она привыкла, уже большой стресс. А представьте, если ему полностью поменять обстановку, да еще и с мамой разлучить? Что у него в голове будет происходить?     

Как у вас осуществляется детский приём?

Родители, которые признали и осознали диагноз своего ребенка, водят детей на реабилитацию два-три раза в год. У нас имеется весь спектр специалистов: логопеды, дефектологи, социологи, психологи, детские психиатры, которые проводят комплексную терапию.

Отмечу, что реабилитацией занимаются не только в больнице, но и в других социальных службах, например, в центре “ДАР”, “Я расту”, “Росток”. Мы со всеми психологами этих служб в большой дружбе.

С какими еще проблемами обращаются к психиатру? 

Чаще всего обращаются  с детьми, у которых органические расстройства личности. В народе про таких детей говорят “непослушный”, “непоседа”. Такие дети грубят, убегают из дома, могут страдать клептоманией. Бывает так, что дети агрессивные, не ходят в школу, не учатся, с родителями нет контактов и взаимопонимания. Детский психиатр много чем занимается.

Фото: ru.freepik.com

 А бывает детская шизофрения? 

Да, бывает. Но таких детей очень немного, если брать в целом статистику по краю. Проявляется точно так же, как и у взрослых.

Если говорить об особенностях, то детки, страдающие шизофреническими расстройствами - это дети внешне очень эмоционально “холодные”. Они не испытывают теплых чувств, соответственно никак их не проявляют, но при этом при всем они очень чутко чувствуют отношение к себе. Их не получится обмануть, сыграть с ними, к ним нужно действительно очень хорошо относиться, с теплотой. 

Какая продолжительность жизни у детей, которые страдают психическими заболеваниями? 

Смотря какой уход, при должном уходе, у них всё хорошо и живут они долго. 

От чего зависит психическое здоровье ребенка?

Мы все с вами личности, однако, формируемся в первую очередь, в зависимости от того, кто нас воспитывает. Какие родители, какие отношения в семье. Когда начинаем разбираться: откуда у пациента страхи, тревоги, навязчивость - пограничные расстройства нервно-психической деятельности, то изначально выясняем, в каких условиях человек рос, взрослел, какие у него были отношения с родителями. 

Если родители заметили проблемы, что делать? 

Я не призываю при любой проблеме в общении или в поведении с ребенком бежать к психиатру, ни в коем случае! Но если вы чувствуете, что ситуация выходит из под контроля и самостоятельно справиться с проблемой не можете, тогда однозначно нужно обращаться за помощью к специалистам. Изначально к психологу. Если есть проблема - приходите, обсудим, поможем. Мы не кусаемся, никого в больницу не кладем, ничем для вас это не чревато. 

Задача родителя - стать той самой опорой и поддержкой. А как вы это делаете, сами или при помощи специалистов совсем не важно. Важно ведь лишь счастье и благополучие маленького человечка, которому вы дали жизнь.

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных