Карантин в школе: как без страха, но с пользой оставить ребенка одного
Решение властей объявить в школах карантин по гриппу и ОРВИ способно вызвать у родителей приступ паники и отчаяния. Как же быть тем, у кого нет возможности уйти на полторы-две недели с работы, чтобы провести это время дома, пока дети не учатся? Понимая, что обстоятельства у всех разные, все же рискнем дать некоторые общие рекомендации. Возможно, они позволят найти выход даже, казалось бы, из безвыходного положения.
Подумайте: действительно ли не с кем оставить ребенка?
Итак, у вас ребенок младшего школьного возраста, и вам не с кем его оставить на время вынужденных каникул. Но подумайте, это действительно так? Повторимся: обстоятельства у каждого свои. И может статься, что ваша семья в самом деле поселилась вдали от бабушек-дедушек и других родственников. И об отправке ребенка к ним под присмотр в заснеженную деревню тоже не может быть речи.
Тогда хорошее решение сейчас — отложить тревогу, взять в руки телефон и открыть вашу телефонную книгу. Вообще, это мероприятие психологи советуют устраивать всякий раз, когда вам кажется, что вы в безвыходном положении и вам некому помочь. Если звонок другу работает в телешоу, почему бы не прибегнуть к этому приему в обычной жизни? Даже если вы так и не найдете, кому позвонить, листая книгу контактов, вы активируете вашу память. И высока вероятность, что вспомните о чем-то или о ком-то крайне полезном в вашей ситуации.
По-прежнему нет идей? Тогда расширяем зону поиска. Чем не повод для знакомства с соседями, который все никак не представится? Среди них вы наверняка заприметили аккуратную и внушающую доверие пенсионерку, с которой не страшно будет оставить ребенка до вечера. Тем более если оказать посильную помощь в решении ее бытовых проблем или хотя бы предложить ей символическое вознаграждение. Даже если по какой-то причине старушка с первого этажа не сможет подсобить вам сама, наверняка у нее есть подруги. Запросто может оказаться, что кто-то из них будет готов вам помочь. Да еще и сделает это со знанием дела, имея за плечами — чем черт не шутит — многолетний педагогический опыт.
Еще один канал поиска — родительские чаты. Ту же проблему, что и ваша, как раз в эти минуты решают и другие семьи. Так почему бы не объединить усилия? При всем разнообразии случаев трудно представить ситуацию, при которой родители соседа по парте или кого-то еще в классе не придумали, как им поступить на время карантина. Поговорите с ними. Даже если они не согласятся, чтобы вы приводили своего ребенка, например, к ним домой (хотя психологи рекомендуют совместное времяпрепровождение детей в таком возрасте), то наверняка что-то тоже посоветуют.
Усвойте с ребенком простые алгоритмы безопасности
Предположим, вы не из пугливых и уверены, что ваш ребенок, отправленный на карантин, не нуждается в особо пристальной опеке и сможет хотя бы несколько часов в день спокойно проводить в одиночестве. Хорошо, что у вас есть такая уверенность, и наверняка она возникла не на пустом месте. Но все же не будет лишним еще раз обсудить вопрос безопасности.
Садитесь вместе и четко проговаривайте, как ребенок должен действовать при тех или иных обстоятельствах. Идите прямо по списку, начиная от самых обыденных вещей и заканчивая лишь гипотетически возможными ситуациями. Что делать, если захотелось пить? На какой полке в холодильнике вы оставите бутерброды на случай, если ребенок захочет перекусить? Где включается свет, когда начнет темнеть? Что делать, если кто-то постучит в дверь, позвонит по домашнему или сотовому телефону? Наконец, как сам ребенок может быстро связаться с мамой или папой, если в этом появится необходимость? Предложите ребенку простые алгоритмы и убедитесь, что он хорошо их усвоил.
Обязательно придумайте и запомните вместе кодовое слово. Оно пригодится вам на тот случай, если придется прибегнуть к помощи кого-то из посторонних, и не только во время школьного карантина, но и в других ситуациях. Так ребенок сможет отличить, кто действительно свой и пришел помочь, а кто чужой и кому доверять не следует (ваш школьник ведь уже знает, что с чужими людьми нужно быть настороже?). Неплохо облечь это в игровую форму: пусть у вас будет не только пароль, но и ответ. И обязательное условие, что ребенок ни с кем никуда не пойдет и даже не заговорит, пока в ответ на слово «пароль» не услышит ваше кодовое слово.
И конечно, было бы здорово, если бы ребенок оставался один не на целый день. Если некому побыть с малышом все время, пока вы отсутствуете, то, возможно, получится договориться хотя бы о непродолжительном визите — покормить его в обед и просто убедиться, что с ним все в порядке.
Напоминайте ребенку, что карантин — это не каникулы
Вопрос безопасности в немалой степени зависит и от того, чем будет занят ваш ребенок, оказавшись на карантине. Помните сами и по мере необходимости напоминайте своему ученику, что карантин — это все-таки не каникулы, а продолжение учебного года, пусть и вне стен самой школы.
То, что с утра не надо спешить за парту, вовсе не отменяет ранний подъем: психологи советуют отсрочить его максимум на один час, но однозначно ребенок не должен оставаться в постели до обеда. А вот после обеда был бы полезен сончас, особенно для младших школьников, благо домашний режим это позволяет.
Разумеется, из распорядка дня не должны уходить уроки. Отправляя класс на карантин, в школе наверняка позаботились о том, чтобы ваши дети не бездельничали, так что проследите за тем, чтобы ребенок действительно не расслаблялся. Стахановские нагрузки ни к чему: распределите полученные задания на весь период вынужденного домашнего обучения и старайтесь придерживаться уже ставшего привычным расписания: два-три урока в день по 30–40 минут с 10–15-минутными перерывами.
Если понимаете, что объем заданного недостаточен, а учитель не руководит процессом посредством удаленного доступа, берите инициативу в свои руки. Ваша задача — занять ребенка. Тем самым вы в том числе исключите саму возможность для праздных шатаний. И, соответственно, снизите вероятность каких-то ЧП домашнего масштаба.
Совсем не обязательно, чтобы школьник, отправленный на карантин, сидел все время над учебниками. Пусть читает, разучивает стихи или песни, рисует или лепит. Впереди праздники, когда надо поздравлять сначала папу, а потом маму — вот пусть и займется этими подарками. Очень полезное занятие — генеральная уборка в детской: в обычное время ни у вас, ни у малыша до этого, как правило, не доходят руки, а теперь это прекрасная возможность занять, по крайней мере, пару дней.
Постарайтесь с вашим ребенком договориться о каком-то желаемом результате по итогам вынужденной паузы в посещении школы. Пусть к концу карантина он продемонстрирует вам знание новых слов или фраз на английском, расскажет наизусть солидный отрывок из «Сказки о царе Салтане», подтянется на перекладине не меньше 10 раз. Разумеется, за достижение «целевых показателей» вы должны ребенка соответствующим образом поощрить. Иначе он будет чувствовать себя обманутым и договариваться с ним впредь вам будет крайне трудно.
Не забывайте, что у ребенка должно быть и личное время, когда он — в пределах разумного, конечно, — предоставлен сам себе, без необходимости выполнять какие-то задания и поручения родителей и педагогов. Кто-то попросит поставить ему любимый мультик, кто-то посидит за компьютером или игровой приставкой, кто-то займется любимыми играми, а кто-то просто полежит и помечтает.
Пусть это безделье вас не пугает, ведь и безделье бывает разным. Психологи говорят, что такое времяпрепровождение крайне важно, причем как для ребенка, так и для вас. Ребенок получает наибольшую возможность творить, а вам наблюдение за ним в этот момент должно подсказать, умеет ли малыш найти сам себе занятие и на какой стадии формирование в нем основ самостоятельности и ответственности за самого себя и за свои действия.
Текст: Znak.com
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться