«Ты скажи, кукушка»: почему женщины оставляют новорожденных?

7
Автор: Яна Легун
Случаи оставления новорожденных в мусорных баках или в других общественных местах то и дело всплывают в СМИ Забайкальского края. Недавний случай в начале августа лишь печальное тому подтверждение (напомним, молодая мама сговорилась со своей кузиной, что та якобы найдет младенца на помойке и отдаст его в больницу). Всякий раз, после каждого такого случая, поднимается вопрос об установке специальных "бэби-боксов". Но даже если они смогут спасти несчастных ненужных малышей, то как быть с их мамами-кукушками? Почему у таких женщин отсутствует материнский инстинкт и все ли потеряно, «Гуранка» узнавала у специалистов.

«Она сказала, что не знала о беременности…»

"Вспоминаю случай из своей практики, произошедший более 15 лет назад, когда в родильный дом по дежурству была доставлена женщина. Ей было около 45 лет, она занимала высокое социальное положение, имела дочь 18 лет. С ее слов, будущая мать не знала о своей беременности вплоть до поступления в стационар, обследовалась по поводу резко ухудшившегося самочувствия. На момент поступления срок беременности был уже 36 недель. Я не могу поверить ни как доктор, ни как женщина, что можно было не «догадываться» о своей беременности в таком возрасте. Но факт в том, что эта женщина была родоразрешена, и сразу после операции отказалась от новорожденной дочери, как мы ее только не уговаривали. Что послужило причиной для такого поведения, до конца осталось неясным. Возможно, это была беременность не от супруга. Я до сих пор помню эту рыжеволосую новорожденную девочку… За что так можно было поступить со своим ребенком, не укладывается в голове, как и все остальные случаи", – рассказывает известный в крае гинеколог, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии ЧГМА Марина Мочалова.

Под её руководством и непосредственным участием 13 лет назад сотрудники кафедры и студенты ЧГМА проводили исследование по изучению образа жизни женщин-отказниц. Специалистам удалось "соткать" портрет такой матери.

"Половина из мам отказников – молодые женщины, репродуктивного возраста, для большинства эта беременность была первой. Около 80% этих женщин пренебрегали любыми средствами контрацепции и не боялись забеременеть. Многие были учащимися средних профессиональных училищ. Среди этой категории те, кто скрывал от родственников беременность, не находил понимания в семье, те, кого бросил любимый человек, узнав о том, что она в положении. То есть, это молодые женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: как психологически, так и материально, при этом принимающие решение об отказе от ребёнка самостоятельно", – говорит Марина Мочалова.

Одумалась и хочет забрать?

О том, что очередная мать отказалась или, что ещё хуже, избавилась от своего ребенка, забайкальцы регулярно читают со страниц газет, информационных сайтов, видят и слышат по телевизору. Недавний случай с инсценировкой спасения новорожденного, которого якобы нашли на помойке, также СМИ не обошли стороной. Сюжеты и заметки вызвали общественный резонанс. Шквал негативных комментариев обрушился на 17-ти летнюю мать и её семью.

"Комментарии могут не отражать действительность. Конечно, у этой девушки  не было жизненного опыта. Она испугалась. Резкие высказывания, как правило, и формируют страх осуждения обществом  таких женщин.  Им кажется, что проще отказаться от ребенка, получив при этом одномоментную дозу обсуждений и потом жить спокойно. Обычно, материнский инстинкт никуда не теряется, скорее всего, на передний план выходят жилищные, материальные  проблемы, невозможность нормально воспитать новорожденного. И они начинают подавлять материнские чувства. Вторая возможная причина того, что ребенок оказался ненужным – нежеланная, незапланированная беременность. Здесь опять же,  все связано с социально-бытовыми факторами", – считает психолог-консультант, кандидат философских наук, доцент Читинского филиала РАНХиГС при Президенте РФ Денис Крюков.

Тем временем, семья девочки, судя по тем же заявлениям в СМИ, одумалась – ребенка хотят забрать обратно. На ребенка претендует и её несовершеннолетний отец. Вопросом занимаются следственные органы.

"Что касается недавнего случая, следователи пока не видят состава преступления. Если имеющиеся сейчас сведенья об обстоятельствах подтвердятся, уголовное дело будет прекращено. Но при этом будет решаться вопрос об изъятии ребенка из семьи, " – сообщает старший помощник руководителя следственного управления СКР по Забайкальскому краю, Егор Марков.

- На практике, если ребенка бросили на улице, обстоятельство будет классифицироваться как «оставление в опасности». Ведь оставить малыша одного, по сути, то же самое, что его убить. Что касается, доказанного убийства новорожденного - ответственность может быть вплоть до уголовной. В Забайкальском крае есть несколько случаев, когда дела возбуждались по убийствам матерью ребенка".

Избиение младенцев по-забайкальски

Ужасающих и даже душераздирающих случаев в Забайкальском крае в последние годы было немало. По данным регионального Следственного управления Следственного комитета, в 2011 году в Газимурском заводе 32-х летняя женщина сразу после "домашних" родов жестоко расправилась со своей девочкой. Новорожденной она нанесла более 10 ударов ножом. Сразу несколько случаев произошло в 2013 году. Также после "домашних" родов, но уже в Могойтуйском районе, две биологические матери расправились со своими детьми. Одна новорожденного положила в полиэтиленовый пакет и в сорокаградусный мороз вынесла на улицу. Другая зимой и вовсе рожала в общественном туалете. Ребенок остался умирать в выгребной яме.

Большинство таких родительниц сейчас уже несут наказание. По мнениям некоторых – довольно мягкое. Все дело в том, что в судах, по российскому законодательству, смягчающим обстоятельством служит то, что после родов у женщины может быть нестабильное психоэмоциональное состояние.

В мировой истории случаев избавления от несчастных младенцев было также немало. Детей лишали жизни под предлогом жертвоприношения богам, для регулирования численности, из-за нищеты. Чаще всего избавлялись от девочек. По некоторым данным подобная практика до сих пор распространена в сельских областях Индии. В Китае, некоторые родители предпочитают иметь в качестве одного ребенка - мальчика. Этот феномен даже получил название «пропавшие женщины Азии».

Все эти примеры в большей степени были распространены в прежние времена. Однако, как показывает практика, варварские методы не ушли до сих пор.

Будут ли жить "Окна жизни"?

Как же предотвратить детоубийство? По данным регионального Министерства здравоохранения, в медицинских учреждениях проводится профилактическая работа. Если отказаться от малыша женщина хочет из-за того, что ей негде и не на что жить, то после родов она может написать временный отказ от ребенка. Центр "Берегиня" в Чите даёт кров будущим мамам, которым негде жить. С беременными работает психолог.

В качестве мер профилактики детоубийства, в очередной раз в крае поднимается вопрос об установке так называемого "окна жизни" - специального приспособления при родильных домах, в котором биологическая мать может анонимно оставить ребенка.

"Что касается Министерства здравоохранения Забайкальского края, я недавно сформулировала свой письменный запрос о личном мнении министра по поводу установки бэби-бокса в Чите в связи с последним нашумевшим случаем. Пока, к сожалению, ответа нет. Вопрос об установке бэби-бокса будет подниматься вновь и вновь, так как этот случай не первый и не последний", – говорит Марина Мочалова.

Как пояснили в пресс-службе Минздрава, из федерального центра распоряжения на установку "окна жизни" пока не было. Нет нормативной базы для его установки, а значит, вопрос этот так и остаётся открытым.

 Бэби-боксы существуют в нескольких российских регионах. Однако, законодательно их работа не закреплена. Против бэби-боксов последовательно высказывается сенатор Елена Мизулина — она внесла законопроект об их запрете, который в правительстве рекомендовали «существенно доработать» — в том числе из-за предлагаемых в нем чрезмерно строгих санкций. В декабре 2016 года министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила, что бэби-боксами пользуются «единицы», а использование их причиняет младенцам большой стресс. Против запрета бэби-боксов выступила уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Согласно опросу Фонда общественного мнения, введение запрета на бэби-боксы не поддерживают более половины россиян.

7 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

31.08.2017 10:51   Гость_ЛоЛиТа
Даже и не знаю помогут ли нам бэби боксы ? Если в женщине что -то сталось человеческое то она не бросит малыша на помойке , а подбросит к той же больнице , или к чьей -либо квартире . А этим моральным уродкам все равно было на ребенка . Такие и не поедут никуда в какой -то бэби бокс ребенка увозить , им проще на помойку выбросить .
Даже и не знаю помогут ли нам бэби боксы ? Если в женщине что -то сталось человеческое то она не бросит малыша на помойке , а подбросит к той же больнице , или к чьей -либо квартире . А этим моральным уродкам все равно было на ребенка . Такие и не поедут никуда в какой -то бэби бокс ребенка увозить , им проще на помойку выбросить .
Ответить
31.08.2017 13:29   Гость_Ольга
Думаю с появлением бэби-боксов, малышей отказников станет намного больше. Ведь некоторый процент мам,которые хотят отказаться от малыша, все-таки останавливает осуждение общества,или боязнь попасть под уголовную ответственность и в итоге, мама оставляет малыша. А вот скинув ребенка в бокс,труда не составит, и никакой ответственности за это не повлечет. И для многих мам-кукушек,это очень упростит жизнь.
Думаю с появлением бэби-боксов, малышей отказников станет намного больше. Ведь некоторый процент мам,которые хотят отказаться от малыша, все-таки останавливает осуждение общества,или боязнь попасть под уголовную ответственность и в итоге, мама оставляет малыша. А вот скинув ребенка в бокс,труда не составит, и никакой ответственности за это не повлечет. И для многих мам-кукушек,это очень упростит жизнь.
Ответить
01.09.2017 04:42   Иринка-картинка
Согласна с Ольгой,что малышей отказников возможно станет больше. Но все таки бэби-бокс нужен,что бы ....... даже не могу их кукушками назвать,это просто не человек......... просто чтобы они не лишали жизни малыша,который еще сам не может за себя постоять, может быть один из них мог бы стать хорошим адвокатом, занять хорошую должность и что то изменить.....
Согласна с Ольгой,что малышей отказников возможно станет больше. Но все таки бэби-бокс нужен,что бы ....... даже не могу их кукушками назвать,это просто не человек......... просто чтобы они не лишали жизни малыша,который еще сам не может за себя постоять, может быть один из них мог бы стать хорошим адвокатом, занять хорошую должность и что то изменить.....
Ответить
01.09.2017 11:29   Гость_Мама 3-х детей
Все почему-то думают о том, что может быть... Почитайте историю. Пусть уж лучше эта кукушка принесет ребенка в беби-бокс, чем бросит его сейчас или убьет дома. О детях нужно думать, а не об конченных мамашах. Им уже всё равно, а ребенок может попадет а нормальным родителям.
Все почему-то думают о том, что может быть... Почитайте историю. Пусть уж лучше эта кукушка принесет ребенка в беби-бокс, чем бросит его сейчас или убьет дома. О детях нужно думать, а не об конченных мамашах. Им уже всё равно, а ребенок может попадет а нормальным родителям.
Ответить
01.09.2017 16:23   Гость_Ирина тоже мама
Гость_Мама 3-х детей писал (а):Все почему-то думают о том, что может быть... Почитайте историю. Пусть уж лучше эта кукушка принесет ребенка в беби-бокс, чем бросит его сейчас или убьет дома. О детях нужно думать, а не об конченных мамашах. Им уже всё равно, а ребенок может попадет а нормальным родителям.
. Вы правы!
[quote="Гость_Мама 3-х детей"]Все почему-то думают о том, что может быть... Почитайте историю. Пусть уж лучше эта кукушка принесет ребенка в беби-бокс, чем бросит его сейчас или убьет дома. О детях нужно думать, а не об конченных мамашах. Им уже всё равно, а ребенок может попадет а нормальным родителям.[/quote]. Вы правы!
Ответить
01.09.2017 21:54   Гость_Считаю
Мизулина со своими запретами всех уже утомила: аборты и беби-боксы запретить? Если запретить первое, то потом и баб на помойке будем находить. Вот тогда подпольные аборты расцветут. Насчет беби-бокса, он нужен для подкидышей. И точка.
Мизулина со своими запретами всех уже утомила: аборты и беби-боксы запретить? Если запретить первое, то потом и баб на помойке будем находить. Вот тогда подпольные аборты расцветут. Насчет беби-бокса, он нужен для подкидышей. И точка.
Ответить
12.09.2017 06:22   Гость_Тоже мама
Не женщины это. Как можно бросить своего ребенка? У мужиков нет родительского инстинкта, как правило, но женщина - она всегда мать!
Не женщины это. Как можно бросить своего ребенка? У мужиков нет родительского инстинкта, как правило, но женщина - она всегда мать!
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных